Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Конёк-Горбунок


Балет Родиона Щедрина

Исполнители

Дирижёр –

Антон Торбеев

Иван-дурак — Сергей Аманбаев
Царь-девица — Александра Шалимова
Конёк-Горбунок — Александр Ермохин
Спальник — Гилерме Джунио
Царь — Юрий Зиннуров
Кобылица — Анастасия Балуда
Кони: Михаил Шулаев и Алексей Голубов

Авторы и постановщики

Музыка Родиона Щедрина
Либретто Максима Исаева по сказке Петра Ершова

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Художник-постановщик и художник по костюмам — Максим Исаев
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Адаптация света на Приморской сцене — Александр Наумов

Краткое содержание

Действие I

1. Дом на краю поля. В доме Старик. В доме Гаврило и Данило. В доме Иван-дурак. Тесно в доме. Старик уходит косить рожь-пшеницу. Гаврило и Данило рады. Гаврило и Данило веселятся. Гаврило и Данило устраивают гулянку. Гаврило и Данило пляшут с Мамками. C поля возвращается Старик. Старик гонит Мамок прочь.

Старик рассказывает сыновьям о страшном злодее. Злодей приходит ночью. Злодея никто не видит. Злодей топчет и мнёт пшеницу. Злодея нужно изловить и уничтожить. Сам старик слаб и стар. Старик отправляет сыновей сторожить поле.

Гаврило и Данило уходят в дозор. Ивана не берут. Ивана считают маленьким. Ивана считают неумелым. Ивана считают дураком. Иван просится в поле с братьями. Иван тоже хочет злодея ловить. Иван знает, что справится с любым злодеем. Иван ничего не боится. Иван отправляется в поле один.

2. Ночь. Иван сторожит поле. На поле выскакивает Кобылица. Кобылица красивая. Кобылица дикая. Кобылица топчет и мнёт пшеницу. Кобылица веселится. Иван хватает Кобылицу за хвост. Иван взбирается на Кобылицу. Иван ловкий. Иван сидит на Кобылице задом наперёд. Ивану смешно. Кобылице горько. Кобылица пытается сбросить Ивана. Да куда там! Кобылица дарит Ивану Коней и Конька-Горбунка. Только бы отпустил её Иван! Кони прекрасные. Кони большие и сильные. Конёк-Горбунок маленький. Конёк-Горбунок слабый. Конёк-Горбунок смешной. На что он?

На поле прилетают Жар-птицы. Жар-птицы танцуют. Жар-птицы играют. Жар-птицы летят прочь. Жар-птицы свободные. Иван бежит за Жар-птицами вслед.

На поле приходят Гаврило и Данило. Гаврило и Данило замечают Коней. Кони нравятся братьям. Гаврило и Данило умыкают Коней. Гаврило и Данило коварные.

Возвращается Иван с пером Жар-птицы. Ивану нравится перо. Ивану легко и спокойно. Иван замечает пропажу Коней. Ивану обидно. Иван горько плачет. Конёк-Горбунок утешает Ивана. Конёк-Горбунок предлагает Ивану догнать похитителей. Конёк-Горбунок обещает Ивану помочь. Конёк-Горбунок много чего может.

3. Площадь в Град-столице. На площади народ. Народ гуляет. Народ водит хоровод. Народ танцует кадриль. На площади Гаврило и Данило. Гаврило и Данило собираются продать Коней. Гаврило и Данило хотят денег.

На площадь выезжает Царь. Царь любит ходить в народ. Народ любит смотреть на Царя. Царь любит смотреть по сторонам. Царь видит Коней. Нравятся Царю Кони.

Готов Царь купить их.

На площадь прилетают Иван и Конёк-Горбунок. Иван узнает Коней. Иван узнает братьев. Иван братьев корит. Иван забирает у братьев Коней. Это его Кони. Царь привязался к Коням. Царь торгует у Ивана Коней. Иван готов уступить Коней. Вопрос за ценой. Царь со Спальника шапку долой: вот красная цена. Иван шапке рад. В самый раз по Ивану шапка. Спальник на Ивана смертельно зол.

4. Царские палаты. В палатах Царь. Мамки кормят Царя. Царь ест. Царь наедается и засыпает. У входа в палаты Иван укладывается спать. За Иваном подглядывает Спальник. Спальник похищает у Ивана перо Жар-птицы. Спальник пробирается в палаты к Царю. Спальник будит Царя и показывает ему перо. Откуда у Ивана такое богатство, а?

Царь любуется пером. У Царя видение. Царь видит Жар-птиц. Царь видит Царь-девицу. Видение рассеивается. Но Царь уже любит Царь-девицу. Царю нужна Царь-девица. Это приказ! Спальник будит Ивана и передаёт ему приказ Царя.

Иван в отчаянии. Не знает Иван, где Царь-девицу искать. Конёк утешает Ивана.

Конёк знает, что делать. Иван и Конёк отправляются за Царь-девицей.

Действие II

5. На самом краю земли живут Жар-птицы. Среди них Царь-девица. Добрались-таки Иван с Коньком до края земли. До Царь-девицы, до Жар-птиц. Хочет Иван Жар-птиц схватить. Прочь Жар-птицы летят. Видит Иван Царь-девицу, глаз от неё отвести не может. Чудо, краса какая! Позволяет Царь-девица Ивану поймать себя. Разрешает в Град-столицу везти себя. Нравится Иван Царь-девице. Что ж.

6. В царских палатах Царь и Бояре. Царь-девицу ждут. Волнуется Царь. Места себе не находит. Засыпает Царь. Бояре, преданные слуги, засыпают тоже. Один из Бояр не успел заснуть. Видит он, как возвращается Иван с Коньком и Царь-девицей. Боярин Царя будит. Царь просыпается, гонит всех вон.

Царь объявляет Царь-девице, что собирается на ней жениться. Расстроен Иван. Любит Иван Царь-девицу. Несут Бояре обручальное кольцо. Согласна Царь-девица под венец, да кольцо не то. Для свадьбы нужен Царь-девице перстень, что на дне моря лежит. Царь озадачен. Как перстень достать? Спальник тут как тут.

А Иван на что? Отправляет Спальник Ивана на дно морское. Опечален Иван. Спальник рад. Погибели Ивана ждёт он.

7. Дно морское. Там Жители морские своею морскою жизнью живут. На дно морское опускаются Иван с Коньком. Ищет Иван кольцо. Нет кольца нигде, нет! Делать чего, не знает! Нет! Просит тогда Иван помощи у Царевны морской. Помогает Морская Царевна Ивану, да! Приносят Жители морские кольцо Ивану, да!

8. Площадь в Град-столице. Царь-девицу на танец приглашает Царь. Царь с Царь-девицей танцуют. Царь быстро устаёт. Царь старый. Появляется Иван с Коньком и перстнем. Рада Царь-девица, что Иван невредим. Спальник зол. Спальник отбирает у Ивана кольцо. Спальник гонит Ивана прочь. Не нужен больше Иван.

Царь готов жениться. Да Царь-девица не готова. Не подходит ей Царь в мужья. Нужен ей в мужьях писаный красавец. Если хочет Царь жениться, то должен таким красавцем стать. А как? Да прыгнуть в котел с кипятком, вот так!

Приносят котел. Царь в ужасе. Как же в кипяток-то? Спальник предлагает проверить котел на Иване. Ивана заталкивают в котёл. Верный Конёк колдует. Иван превращается в красавца. Иван превращается в Царевича. Народ ликует. Народ волнуется. Все хотят быть молодыми и красивыми, все хотят в цари. Царь никому не позволяет приближаться к котлу. Царь сам погружается в кипящую воду. Царь погибает. Народ скорбит. Народ хоронит Царя. Народу без Царя плохо. Народу нужен Царь. Иван-царевич и Царь-девица рады. К свадьбе дело идет. Тогда и народ рад. Будет у народа новый Царь. Красивый и молодой.

Максим Исаев

О спектакле

Музыка к балету «Конёк-Горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…
Конечно, «из сегодня» вижу я в своей юношеской работе многие наивности и несовершенства. Но писалась партитура искренне, честно и увлечённо. Это, полагаю, можно расслышать и ощутить ныне. «Не отрекусь от каждой строчки прошлой», как писал Андрей Вознесенский. Я тоже намерений таких никак не имею. А полон я чувством предвкушения радости и творческого созидания.

Родион Щедрин
4 марта 2009 г.

В «Коньке-Горбунке» удачно соединились многие ингредиенты успеха: сказочный сюжет, увлекательный для детей, его ироничная интерпретация, интересная взрослым, экстравагантное и стильное оформление Максима Исаева, эмоциональная музыка Родиона Щедрина.
Партитура балета «Конёк-Горбунок» была написана молодым Щедриным, тогда ещё студентом Московской консерватории. Своим юмором, озорством, красочностью и жизнерадостностью она вдохновляла многих музыкантов и хореографов. Каждый находил в ней своё. Автор первого хореографического воплощения щедринского «Конька» в Большом театре (1960), Александр Радунский, услышал в ней традиционную балетную сказку с царевнами-балеринами, малотанцующими царями и привычными дивертисментами, наполнявшими балет танцем. Игорь Бельский, поставивший своего «Конька» в Малом оперном театре в 1963 году, услышал в ней острую сатиру. Касалась она, прежде всего, образа царя: это соответствовало и литературной основе, сказке Ершова, и идеологическому настрою времени написания партитуры. Царь в балете Бельского своими жестами недвусмысленно напоминал Хрущёва. Дмитрий Брянцев в 1981 году на сцене Кировского театра поставил свою версию, сочетавшую ярмарочную декоративность со вполне человечными портретами главных персонажей.


Ольга Макарова


Мировая премьера: 1960 год, Большой театр, Москва
Премьера постановки: 14 марта 2009 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 15 декабря 2018 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 2 часа 15 минут
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)