«Вот вам новая библия!» — заявил дирижёр Василий Сафонов оркестрантам на репетиции новоиспечённой Первой симфонии Александра Скрябина. На момент её создания в 1900 году автору не было ещё и тридцати. Однако множество фортепианных опусов и проявляющийся самобытный стиль уже завоевали ему преданных поклонников. К первому большому симфоническому детищу композитор шёл постепенно и в то же время необратимо: грандиозности его идейных замыслов одного инструмента явно было недостаточно.
Первая симфония, кроме того, что включает шесть частей вместо традиционных четырёх, в качестве финала имеет настоящую кантату — помимо оркестра в нём задействованы два солиста и хор. Из-за столь масштабного состава исполнителей симфонии предрекали редкое либо усечённое исполнение, что и случилось на премьере в Петербурге 11 ноября 1900 года. Последнюю часть не исполнили то ли из-за нехватки бюджета на приглашение хора, то ли просто из-за нежелания придавать воле автора должное значение. Последнее предположение подтверждает и тот факт, что размахом симфонии был напуган даже издатель Митрофан Беляев, всегда горячо до этого поддерживающий своего протеже. Лишь в марте 1901 года в Москве Первая симфония прозвучала полностью, вызвав живой отклик у аудитории и рецензентов.
Из-за хорового финала опус Скрябина часто сравнивают с Девятой симфонией Бетховена. И действительно, жизнеутверждающая концепция «от мрака и хаоса — к свету и единению» и обращение к широким массам за счёт включения слова в изначально инструментальный жанр их роднит. Но в остальном у Скрябина иная концепция: его герой после преодоления всех преград приходит к растворению в мире света и радости. Именно с изображения безбрежного переливающегося пространства, мелодическая красота которого завораживает и ощущается как будто даже на физиологическом уровне, начинается симфония (Lento). По сути, первая часть произведения — это большое медленное вступление к основному циклу. Следующие за ним разделы отражают каноническую структуру симфонии: динамичное и порывистое Allegro, трепетный лиричный эпизод, лёгкое «порхающее» скерцо и эпичная предпоследняя часть, возвращающая к образам борьбы. Текст для хорового финала композитор написал сам и придавал ему особый смысл. Последние строки «Придите, все народы мира, искусству славу воспоём!» — есть не просто прямолинейный панегирик, а программная идея всех дальнейших творческих устремлений этого оригинального композитора.
Наталья Рогудеева
Будучи превосходным пианистом, Александр Скрябин в начале своего композиторского пути сочинял исключительно фортепианные опусы. Особенно ему удавались сочинения миниатюрных форм: прелюдии, этюды, вальсы, ноктюрны, мазурки. Первое опубликованное чисто оркестровое сочинение композитора тоже имеет небольшую продолжительность и изначально называлось Prélude («Прелюдия»). В ноябре 1898 года Скрябин преподнёс его в качестве подарка своему покровителю — музыкальному издателю Митрофану Беляеву. Сочинение было принято с восхищением, однако французское название решено было поменять на более интригующее Rêverie, получившее русский перевод «Мечты». Пьеса имела большой успех: получила высокую оценку профессионалов (в частности, от мастера оркестровки Николая Римского-Корсакова), и понравилась публике так, что на премьере «Мечты» повторили на бис.
Ранние фортепианные опусы Скрябина часто сравнивают с музыкой Шопена, и действительно, изысканность и славянские обороты в гармонии, прозрачность, лёгкость фактуры и романтическая приподнятость говорят о сходстве образных миров и стилистики этих композиторов. Не стал исключением и единственный фортепианный концерт в наследии Скрябина. Его он написал в 25 лет, осенью 1896 года, всего за несколько дней, но долго не заканчивал оркестровку, поэтому первое исполнение состоялось лишь 23 октября 1897 года.
Сочинение концерта шло параллельно с другим важным событием в жизни композитора: большой влюблённостью и счастливой женитьбой, что, возможно, повлияло на глубоко лиричный тон сочинения. Структура скрябинского концерта традиционна: взволнованная первая часть, лирическое анданте (тема с вариациями) и жизнеутверждающий финал. В оркестровом вступлении валторна пропевает мелодию, которая станет лейттемой всего сочинения, пройдёт через все три части концерта.