Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Царская невеста

Опера в четырёх действиях

Исполняется на русском языке
(спектакль сопровождается синхронными титрами на русском, английском и корейском языках)

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Василий Собакин — Евгений Плеханов
Марфа — Мария Суздальцева
Григорий Грязной — Вячеслав Васильев
Малюта Скуратов — Сергей Плешивцев
Иван Лыков — Роман Крукович
Любаша — Лаура Бустаманте
Елисей Бомелий — Всеволод Марилов

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто композитора и Ильи Тюменева по драме Льва Мея

Музыкальный руководитель — Павел Смелков
Режиссёр-постановщик — Вячеслав Стародубцев
Ассистент режиссёра по пластике — Сергей Захарин
Сценография и костюмы — Пётр Окунев
Художник по свету — Cергей Скорнецкий
Видеохудожник — Вадим Дуленко
Музыкальный консультант — Ирина Соболева
Концертмейстер — Ольга Крукович
Главный хормейстер — Лариса Швейковская

Краткое содержание

Действие I
Опричник Григорий Грязной ждёт гостей, которых он созвал с тайным умыслом войти в доверие к Ивану Лыкову и покороче свести знакомство с лекарем — немцем Бомелием. Иван Лыков — жених красавицы Марфы Собакиной, в которую влюблён Грязной. Прошли те времена, когда Грязной силой получал наслаждение от любой приглянувшейся ему девушки. Теперь он полюбил по-настоящему, однако отец Марфы отказал ему наотрез: дочь просватана Ивану Лыкову, недавно вернувшемуся из-за границы. Грязной ещё не знает, что будет делать, но полон решимости не допустить этой свадьбы. Собираются гости — опричники во главе со всемогущим Малютой Скуратовым, Лыков и Бомелий. Песенники развлекают гостей Григория песнями и плясками. Когда гости расходятся, по просьбе хозяина остаётся один Бомелий. Грязной просит у него приворотного зелья. Их разговор подслушивает Любаша, любовница Грязного. После ухода Бомелия она пытается удержать Грязного, вернуть былую любовь, но тщетно.

Действие II
Осеннее утро. Люди, гуляющие в саду, с опаской сторонятся появившихся опричников и судачат о предстоящих царских смотринах, на которые привезены самые красивые девушки со всей Руси. Наступает полдень. Марфа с подругой Дуняшей Сабуровой и нянькой Петровной возвращаются домой. Им встречаются на пути всадники, один из которых — Иван Грозный. Марфа не узнаёт царя, но её пугает его пристальный взгляд. Тайно за Марфой и Дуняшей следит Любаша. Она поражена красотой Марфы и понимает, что не сможет соперничать с ней. У Бомелия Любаша просит яд, чтобы отравить разлучницу. Бомелий в уплату за зелье хочет провести ночь с Любашей. Обезумевшая от горя, брошенная любовником, она соглашается.

Действие III
Собакин принимает в своём доме гостей — Лыкова и Григория Грязного, который напросился в дружки к жениху. Ждут девушек, которые с матерью Дуняши Сабуровой вот-вот должны вернуться с царских смотрин. Входит Домна Сабурова и начинает торопливо рассказывать, как долго государь беседовал с её дочерью Дуняшей, а на Марфу лишь глянул зорко. Думая, что царев выбор пал на другую, Собакин решает отпраздновать помолвку дочери с Лыковым. Григорий как дружка наполняет чарки жениха и невесты и незаметно в вино, предназначенное Марфе, подсыпает зелье, полученное от Бомелия. Он не знает, что порошок подменён Любашей. По обычаю чарки должны быть осушены до дна. Но не успевает невеста поставить опустевшую чарку, как являются бояре и объявляют, что государь выбрал в жёны Марфу Собакину.

Действие IV
Василий Собакин в тяжких раздумьях: неожиданно и странно занемогла его дочь вскоре после объявления её царской невестой. Появляется Грязной. От имени государя он сообщает, что Лыков под пыткой признался в отравлении Марфы и казнён. Услышав страшную весть Марфа теряет рассудок. Ей кажется, что она в саду с любимым. Обращаясь к Грязному, она называет опричника Ваней, мечтает о свадьбе с ним и, как страшный сон, вспоминает свое избрание царской невестой. Григорий не выдерживает душераздирающей сцены и публично кается в совершённом злодействе: это он дал Марфе зелье и оговорил соперника! Появляется Любаша. Она с вызовом признаётся, что подменила приворотное зелье на яд. Грязной закалывает Любашу. Прощается с Марфой, и его уводят.

О спектакле

Девятая опера Римского-Корсакова, «Царская невеста» (1898), озадачила как почитателей композитора, так и критиков его творчества. Направление корсаковского таланта, столь отчётливо определившееся в предшествующие годы, казалось бы, не оставляло сомнений в характере следующих сочинений композитора. Миф, сказка, эпос — вот альфа и омега оперного творчества Римского-Корсакова в восприятии его современников. «„Царская невеста“ есть вещь для меня новая и оригинальная, — писал композитор Н.И. Забеле-Врубель, первой исполнительнице партии Марфы. — Я удивляюсь, как многие завзятые музыканты не хотят этого понять. <...> У них для меня намечена специальность: фантастическая музыка, а драматической меня обносят. <...> Неужели мой удел рисовать только чуд водяных, земных и земноводных?».

Хотя драматический род совсем не был чужд Римскому-Корсакову, создавшему к тому времени историческую народную драму «Псковитянка» и «драматические сцены» «Моцарт и Сальери», выбор бытовой драмы Льва Мея «Царская невеста» (1849) многим всё же показался неожиданным. Позднее, в «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков назвал своё обращение к пьесе Мея «давнишним намерением». Действительно, идея оперы на сюжет драмы возникла ещё во времена «Могучей кучки»: принадлежала она М.А. Балакиреву, некоторое время в конце 1860-х годов замысел «Царской невесты» обдумывал А.П. Бородин. Ошеломивший музыкантов стиль «Царской невесты», как стало очевидно позднее, оказался подготовленным в ещё большей степени: поворот к новому, «пластическому», по определению автора, вокальному стилю осуществился уже в серии романсов, дуэтах, других сочинениях для голоса, созданных в 1897–1898 годах.

Премьера оперы состоялась в Москве, 22 октября 1899 года, силами Товарищества артистов частной оперы. По мнению музыкальных критиков, «Царская невеста» свидетельствовала о «перевороте в оперных взглядах», «отходе Корсакова от кучкизма» и даже «сознательном отречении его от заветнейших принципов Новой русской школы». Рецензенты писали об антивагнеризме оперы, «опрощении» композитора, стремившегося к «примирению требований новой музыкальной драмы с формами старой оперы». У московской и петербургской публики (после премьеры в Мариинском театре 30 октября 1901 года) «Царская невеста» имела большой успех, впоследствии переросший в подлинное признание.


Мировая премьера: 22 октября 1899 года, Русская частная опера (Мамонтовский театр), Москва
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 11 сентября, 2018 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 3 часа 40 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2020
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)