Федра

Балет Филипа Гласса

Авторы и постановщики

Музыка Филипа Гласса
Использовано с разрешения © Dunvagen Music Publishers Inc.
Хореография Флемминга Флиндта

Постановщик Джейкоб Спарсо
Художник Пётр Окунев (по замыслу Бени Монтресора)
Художник по свету — Тони Туччи
Восстановление и адаптация светового оформления — Эрин Эрл Флеминг

Краткое содержание

Действие балета основано на этих цитатах из трагедии «Ипполит» древнегреческого драматурга Еврипида.

Сцена первая
Афродита: Я накажу Ипполита сегодня же.

Сцена вторая
Федра и Тесей: Уйди же, ради бога, и отпусти мою руку.

Сцена третья
Ипполит: Следуй за девой-хранительницей нашей, Артемидой.

Сцена четвёртая
Ипполит: Тело моё непорочно.

Сцена пятая
Федра и Няня: Афродита насылает на Федру несчастливую звезду.

Сцена шестая
Ипполит: Эта фальшивая монета, женщина — проклятье рода человеческого.

Сцена седьмая
Федра: Страсть заполнила собою всю жизнь.

Сцена восьмая
Хор: Любовь, несущая разрушение.

Сцена девятая
Ипполит: Да будет проклят весь женский род.

Сцена десятая
Федра: Силы покинули меня.

Сцена одиннадцатая
Хор: Тело её кажется таким истощённым, все силы покинули её.

Сцена двенадцатая
Федра и Ипполит: Ужасно пришествие Афродиты. Дыхание её злобы ощущается повсеместно.

Сцена тринадцатая
Няня: О, ненавистный день! Ненавистная жизнь.

Сцена четырнадцатая
Федра: Смерть должна положить конец мукам.

Сцена пятнадцатая
Тесей: Моя мёртвая жена, жизнь не мила мне без неё. 

Сцена шестнадцатая
Тесей — Ипполиту: Возьми себе в хозяева Орфея, исполняй его безумные ритуальные танцы. 

Сцена семнадцатая
Хор: Возрыдай над Царицей, слёзы за её слёзы.

Сцена восемнадцатая
Тесей: Как часто, Афродита, буду я в слезах вспоминать о том зле, что ты принесла мне.

О спектакле

Федра наиболее известна как персонаж пьесы Еврипида «Ипполит». Сюжет придерживается линии тайной любви и предательства, которая имеет параллели в древних средиземноморских мифах, особенно в библейском рассказе об Иосифе и жене Потифара.
Федра вышла замуж за Тесея, у которого был сын Ипполит от предыдущего брака с Антиопой. Однако молодой Ипполит разгневал Афродиту тем, что отказался поклоняться ей и полностью посвятил себя девственной богине охоты Артемиде. Чтобы наказать его, Афродита вынуждает Федру испытывать вожделение к молодому человеку. Сначала Федра сопротивлялась и искала волшебные средства от своих страстей или, по крайней мере, благородную смерть. Ипполит узнал о её вожделении к нему через няню Федры и начал яростное обличение женщин, — классический пример женоненавистничества.
Испытывая стыд и вину, Федра повесилась, но только после того, как оставила письмо, в котором обвиняла Ипполита в изнасиловании. Ипполит оказался в западне: он был вынужден молчать, потому что обязался, что всё сказанное ему няней Федры он никогда и никому не расскажет. Поэтому перед лицом отца он был беззащитен. В гневе Тесей попросил Посейдона наказать Ипполита, что тот и сделал. Ипполит погиб, когда бык Посейдона появился из моря, напугав его лошадей. Увы, но Артемида раскрыла Тесею правду о его сыне и Федре слишком поздно.
В типичном для Еврипида эпизоде «бог из машины» богиня Артемида задаётся вопросом, почему она стояла в стороне и позволила уничтожить своего преданного последователя. Она напоминает хору, что между богами существует соглашение о том, что фавориты одного божества могут быть по желанию уничтожены другим божеством. Скудным утешением служит её обещание, что когда-нибудь она тоже уничтожит смертного любимца Афродиты в отместку. Итак, «Мы для богов, что мухи для мальчишек, себе в забаву давят нас они» (Шекспир, «Король Лир»).
Марша Мур («Английский энциклопедический словарь греческой мифологии»)

Хотя Флиндт и сочинил свой сюжет по мотивам оригинального древнегреческого мифа о Федре, его интерпретация представляет собой не буквальный перевод, а, скорее, современный сюжет, где Федра, игнорируемая мужем и изолированная от детей, направляет свои чувства на Ипполита в попытке придать своей жизни смысл. Последовавшая за этим трагедия происходит из-за того, что ни один из главных героев не способен на любовь.

Премьера: 18 февраля 1987 года, Даллас, театр Маджестик
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 12 ноября 2021 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 55 минут

Возрастная категория: 12+
© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)