Дафнис и Хлоя

Балет Мориса Равеля

Авторы и постановщики

Музыка Мориса Равеля
Либретто Дмитрия Пимонова и Ольги Кузнецовой по мотивам одноимённого романа Лонга и либретто Михаила Фокина
Хореограф-постановщик — Дмитрий Пимонов
Художник-постановщик, видеохудожник — Стас Лопаткин
Художник по свету — Егор Карташов

Краткое содержание

1 картина

На острове Лесбос пастухи и пастушки двигаются шествием к храму Эроса. К ним присоединяются влюблённые друг в друга пастух Дафнис и пастушка Хлоя. Начинается танец-игра между девушками и юношами, в котором они раззадоривают друг друга. В Дарконе вспыхивает страсть к Хлое. Дафнис, видя, что Даркон намеревается поцеловать Хлою, отталкивает его.

Даркон безуспешно пытается выразить свои чувства к Хлое в пылкой пляске. Ему противостоит грациозный танец Дафниса, который вызывает восторг Хлои. Она целует его в губы. Молодой пастух впервые почувствовал непонятное волнение от поцелуя девушки. Все уходят, и пастушки уводят с собой Хлою.

Дафнис остаётся один, в это время возвращается влюблённая в него Ликенион. Она пытается пленить его, и Дафнис, охваченный страстью, поддаётся соблазну.

Издалека доносятся воинственные звуки и крики. Бегут напавшие на остров воины Танатоса. Прибежавший на крик Дафнис безуспешно ищет Хлою, которую схватили и похитили воины. Охваченный горем, он падает без чувств.

Появляются Нимфы, слёзы несчастного юноши растрогали их, и они взывают о помощи к Эросу.

2 картина

Пробудившиеся воины Танатоса ожидают своего бога. Он появляется, и все охвачены безумной пляской. Воины приводят Хлою. Она просит Танатоса освободить её, но её мольбы лишь разжигают его страсть. Неожиданно является Эрос с Нимфами, он ослепляет Танатоса и его воинов. Хлоя освобождена. Эрос благословляет её на брак с Дафнисом.

3 картина

Нимфы готовят Хлою к встрече с Дафнисом. Появляется Дафнис и бросается к Хлое. Нимфы кружат воссоединившихся влюблённых в танце.

Пастухи и пастушки разыгрывают перед ними сценку о любви Пана к Сиринге. Нимфы вовлекают Дафниса и Хлою в пляску. Перед Эросом они дают клятву вечно любить друг друга и никогда не расставаться. Все счастливы и пускаются в вакханалию, празднуя победу Эроса.

О спектакле

«Дафнис и Хлоя» — это любовная история юных пастушки и пастуха. Мы видим, как они идут к своей любви, через какие препятствия проходят, как их чувства развиваются. Либретто балета Михаила Фокина, на которое писал свою музыку Морис Равель, я немного изменил. Пиратов заменил на воинов Танатоса, бога смерти в греческой мифологии. Вместо бога Пана, который присутствовал у Фокина, ввёл бога Эроса. В спектакле идёт своеобразная борьба Танатоса и Эроса — сексуальности агрессивной, идущей от эгоистического желания только владеть, которая разрушает, и сексуальности, рождённой любовным влечением, обеспечивающим продолжение жизни на Земле.
Борьбу этих двух начал я слышу и в партитуре Равеля. В сцене, где происходит нападение воинов на жителей острова Лесбос и похищение Хлои, в музыке явственно слышна агрессивная сексуальность. В сценах с пастухами, с нимфами, мы видим лирическое проявление Эроса. Хореография для «Дафниса и Хлои», решённая в неоклассическом стиле, тоже разбавлена джазовыми элементами, дабы противопоставить разных персонажей и то, что они несут — любовь или разрушение.
Дмитрий Пимонов

Мировая премьера: 8 июня 1912 года, «Русский балет Дягилева», Театр Шатле, Париж
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 14 февраля 2020 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 55 минут

Возрастная категория: 16+
© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)