Одноактная комико-бытовая опера «Мавра» была сочинена Стравинским в 1922 году и посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского. Эти имена определили характер замысла произведения. Самым возвышенным творениям Пушкина, Глинки и Чайковского не было чуждо ничто земное. Их авторы не боялись обвинений в «снижении стиля», умея находить очарование в простой жизни обычных людей и воплощать эту жизнь на её же языке. «Домик в Коломне», ставший сюжетной основой оперы, — рассказ о девице Параше и её ухажёре, переодетом кухаркой Маврой, — появился как ответ Пушкина на критику, что он не пишет «серьёзные» произведения во славу русского оружия. И вслед за Пушкиным Стравинский тоже иронически (то мягко-насмешливо, то острогротескно) трактует эту историю. Четыре персонажа оперы — легко узнаваемые герои бытовых комедий: сентиментальная барышня, мечтающая о женихе; падкий на любовные приключения Гусар; мать и соседка — кумушки, которые боятся всего, а наиболее — быть одураченными (что с ними, естественно, и происходит). Какими музыкальными средствами усилить комический эффект? Конечно, поместить разнообразные интонации XIX века (мотивы из опер «Жизнь за царя» и «Евгений Онегин», цыганский романс и водевильные куплеты) в новую систему отношений — сферу музыки ХХ века, где привычная связь между мелодией и аккомпанементом нарушена, и они сочетаются по принципу нарочитого несовпадения. Кроме того, партитура Стравинского создаёт впечатление, что «Мавра» идёт в сопровождении военно-духового оркестра, играющего где-то на улице, бульваре или в саду, — как бы за окнами того самого «Домика в Коломне».
Постановка Приморской сцены тоже идёт по пути Пушкина и Стравинского, предлагая решение в духе знаменитых русских водевилей с переодеваниями. В этой постановке водевильная по происхождению опера предстаёт именно такой пьесой, то есть маленькой комедией с музыкой — предшественницей оперетты и мюзикла. В ней музыкальные сцены прослаиваются разговорными, где использован текст «Домика в Коломне», не вошедший в либретто. Его исполняет загримированный под Пушкина актёр, предваряя и комментируя оперные события, а подчас выступая и непосредственным участником сценического действа. Ещё один дополнительный персонаж, отсутствующий у композитора, — балерина, также помогающая иллюстрировать определённые сюжетные моменты (например, танец цыганочки, о которой поёт Гусар). В сценическом оформлении спектакля — лаконичном, как сама опера — прослеживается аналогичное методу Стравинского сочетание примет стиля XIX столетия с элементами современной жизни. Важно и то, что маленькая опера «Мавра» ставит отнюдь не маленькие задачи перед солистами. Здесь особенно требуется быть не просто певцом, но певцом-актёром, не только успешно справиться со сложными вокальными партиями, но и создать яркий образ за короткий период своего пребывания на подмостках.
Надежда Кулыгина