Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Хованщина


Опера в пяти действиях (концертное исполнение)

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Марфа — Татьяна Макарчук
Досифей — Сергей Севастьянов
Князь Иван Хованский — Евгений Плеханов
Князь Андрей Хованский — Мингиян Оджаев
Князь Василий Голицын — Мэргэн Санданов
Шакловитый — Вячеслав Васильев
Подьячий — Илья Астафуров

Авторы и постановщики

Музыка Модеста Мусоргского
Оркестровка Дмитрия Шостаковича
Либретто композитора

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Ответственный концертмейстер — Марина Мишук
Ответственный концертмейстер по подготовке солистов Приморской сцены — Ирина Соболева
Главный хормейстер — Константин Рылов
Главный хормейстер Приморской сцены — Лариса Швейковская

Краткое содержание

Действие первое
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос Петру I на начальника стрельцов князя Ивана Хованского, задумавшего посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. Тем временем дозорные стрельцы похваляются недавней расправой над ненавистными боярами. В память об этих кровавых событиях на площади поставлен столб, где высечены имена казнённых. У столба останавливаются пришлые люди. Они заставляют подьячего прочесть им надписи. В горестное раздумье повергает их мысль о смуте, о стрелецком самовластье.
Под приветственные крики стрельцов появляется князь Иван Хованский. За ним — его сын Андрей Хованский, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из Немецкой слободы. Посулами и угрозами пытается он добиться любви Эммы. На её защиту встаёт раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену видит возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу. Занесённый над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

Действие второе
Кабинет князя Василия Голицына — фаворита царевны Софьи. Князь погружён в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим.
Пастор Немецкой слободы приходит к нему с жалобой на самоуправство Хованских, но князь не желает слушать его.
Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Явившаяся под видом гадалки, Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку, но Марфа успевает скрыться.
В доме Голицына собираются противники Петра I. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, — переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на её жизнь и чудесном спасении, пришедшем от солдат молодого царя Петра. С тревогой слышат заговорщики это имя. Но ещё страшней весть, принесённая Шакловитым: царь узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел «сыскать».

Действие третье
К дому Хованских в Замоскворечье пришла Марфа. Тяжело переживает она измену князя Андрея. Досифей, утешая, уводит её с собой.
Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подьячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские войска. Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

Действие четвёртое
Картина первая
Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наёмник Шакловитого ударяет его кинжалом.

Картина вторая
Расправа ожидает и других заговорщиков: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об убийстве его отца, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, которых ведут на казнь, Андрей понимает, что всё погибло, и в страхе просит Марфу спасти его.
Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но посланный Петром боярин Стрешнев в последний момент объявляет указ о помиловании.

Действие пятое
Поляна в глухом лесу. Ночь. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознаёт обречённость раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

О спектакле

«Хованщина» Модеста Мусоргского — особенное название в русской оперной музыке. Недаром критики нарекли её «летописью русской жизни», а сам композитор окрестил «Хованщину» не иначе как народной музыкальной драмой. Исторический сюжет, большой состав участников, самобытный музыкальный язык, приближенный к интонациям живой человеческой речи, и «говорящий» оркестр — компоненты, которые позволили этому произведению занять исключительное место.

Одна из особенностей, выделяющих «Хованщину» из массы популярных опер — отсутствие яркой любовной линии. В ней затрагиваются иные глубинные и глобальные вопросы. Кровавая битва за власть и влияние в самой большой стране, верность и коварное предательство бывших друзей и союзников, истинность и правильность веры, за которую человек готов пойти на смерть — лишь часть поднимаемых тем. Межполовая любовь показана в «Хованщине» лишь в уродливых крайностях: как всепоглощающая страсть, готовая к насилию (Андрей Хованский – Эмма) или как фанатичное собственничество, полное решимости скорее сжечь объект своей любви, нежели отдать его другому (Марфа – Андрей Хованский).

Партитура Мусоргского волнующе полнокровна и реалистична. Масштабные и разнообразные хоровые сцены, лирические высказывания героев, острохарактерные сцены и диалоги, а также живописные оркестровые полотна, которые могут изобразить всё — от рассвета на Москва-реке до страшного трагического пожара — породили свою музыкальную вселенную. Поэтому концертное исполнение «Хованщины» — не компромиссный вариант воплощения без декораций, а самодостаточный формат, который позволяет расслушать богатство и нюансы этой великой оперной драмы. 

Наталья Рогудеева


Продолжительность концерта: 4 часа 40 минут
Концерт идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2022
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)