Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Лебединое озеро


Балет Петра Чайковского

Исполнители

Дирижёр –

Антон Торбеев

Cостав исполнителей будет объявлен позднее

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950)

Декорации Симона Вирсаладзе
Kocтюмы — Галина Соловьёва
Художник по свету — Сергей Лукин

Краткое содержание

Действие I
Картина 1

Принц Зигфрид в кругу друзей празднует своё совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих. Слуги сообщают о появлении Владетельной принцессы — матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет. Поздравив Зигфрида, принцесса напоминает, что детство прошло, и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту. Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остаётся один. Томимый неясными предчувствиями, он устремляется к озеру.

Картина 2
Озеро в лесной чаще. Лебеди, выходя на берег, превращаются в девушек, и Зигфрид опускает арбалет, поражённый удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары. Зигфрид клянётся ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь. Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.

Действие II
Картина 3
Бал в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте. Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним — его дочь Одиллия. Зигфрид растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Одиллия не даёт принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечён, что клянётся ей в любви. Отныне она его невеста! Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит — нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти. Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.

Действие III
Картина 4
Ночь. Берег озера. Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его, и исповедует свою бессмертную любовь к Одетте. Но разъярённый колдун хочет отделить их друг от друга. Зигфрид борется с Ротбартом, и побеждает его.. Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца несут жизнь, любовь, счастье…

О спектакле

Предложение написать сказочный балет «Озеро лебедей» поступило Петру Ильичу Чайковскому в 1875 году. К тому моменту 35-летний композитор уже был достаточно известен, написал три симфонии и несколько опер, однако в жанре балета своих сил ещё не пробовал. Данный факт не представляется удивительным: главными в балетном мире считались в то время примы и балетмейстеры, а музыка выполняла в спектакле сугубо прикладную роль, служа фоновым аккомпанементом для танцев. Поэтому для композиторов данный жанр считался «низким», второсортным, и редко кто из видных авторов за него брался.

Будучи большим поклонником балетного искусства, Пётр Ильич не был сторонником снобизма своих коллег и с огромным рвением принялся за новый заказ. Он принял самое деятельное участие в создании либретто «Лебединого озера» (истинного автора которого так до сих пор и не могут установить исследователи). Очень серьёзно отнёсся композитор и к изучению специфики балетного танца. Друзья Чайковского с удивлением отмечали, сколь скрупулёзно он старался разобраться во всех тонкостях того или иного «па», пытаясь понять, какая музыка будет удобна танцовщикам. В 1877 году «Лебединое озеро» увидело свет на сцене Большого театра в Москве. Увы, неудачным в этой постановке оказалось практически всё: хореографию Рейзингера критики назвали «гимнастическими упражнениями», из-за нелепой ссоры вместо талантливой прима-балерины Собещанской на премьере выступала её дублёрша Карпакова, а оркестр под руководством малоопытного дирижёра Рябова и вовсе оказался бессилен перед новаторской партитурой «Лебединого». Спектакль успеха не имел, и Чайковскому оставалось надеяться лишь на то, что музыку балета оценят в будущем.

Незадолго до смерти композитора легендарный Мариус Петипа и его талантливый ученик — русский самородок Лев Иванов решили сделать новую постановку «Лебединого озера» в Петербурге. Балетмейстеры существенно переработали либретто, изменили порядок номеров, убрали нелепые крылья с костюмов танцовщиц, создав сценическое воплощение, достойное музыки Чайковского. Их постановка в Мариинском театре 1895 года стала классической основой для всех последующих интерпретаций. С приходом каждого последующего поколения хореографов, «Лебединое озеро» Петипа–Иванова пересматривается и обогащается всё новыми нюансами, являя собой пример поразительно долгой жизни на театральных подмостках. Зрители Приморской сцены могут увидеть любимый балет в одной из его канонических версий в редакции Константина Сергеева и легендарных декорациях Симона Вирсаладзе.

Наталья Рогудеева


Мировая премьера: 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в редакции К. Сергеева: 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград
Премьера постановки на Приморской сцене Мариинского театра: 9 августа 2016 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 3 часа 10 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

2 декабря 2022
3 декабря 2022
9 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
Лебединое озеро
23 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
© 2016 – 2022
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)