Музыка Сергея Прокофьева
Либретто композитора и М.А. Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л.Н. Толстого
Режиссёр-постановщик — Кристина Ларина
Художник-постановщик — Пётр Окунев
Видеохудожник — Вадим Дуленко
Художник по свету — Егор Карташов
Костюмы Татьяны Ногиновой (из постановки Андрея Кончаловского, 2000)
Хореография Максима Петрова
Перенос хореографии — Максим Быстров
Музыкальный консультант — Ирина Соболева
Ответственный концертмейстер — Алексей Тихомиров
Главный хормейстер — Лариса Швейковская
Действие первое
Тёмная изба в Мытищах.
В деревенской избе лежит тяжело раненный князь Андрей. Его тревога за судьбу отечества, Москвы, мысли о Наташе выливаются в горячечный бред.
Сад и дом в имении графа Ростова Отрадное. Весна 1809 года.
Князь Андрей Болконский, приехавший к уездному предводителю графу Ростову по опекунским делам, вспоминает огромный старый дуб, который видел недавно в лесу. С сухими обломанными ветвями, с ободранной корой стоял он среди яркой молодой зелени леса и как бы говорил своим видом: «Весна, и любовь, и счастье. И как не надоест вам всё один и тот же глупый бессмысленный обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Князю Андрею кажется, что счастливая пора молодости миновала и ему остаётся лишь «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
Наташа Ростова, взволнованная красотой весенней ночи, не может уснуть. Князь Андрей узнаёт голос девушки, на которую он обратил внимание днём. «В ней есть что-то совсем, совсем особенное, в этой девочке, которая хотела улететь в небо», — говорит он, испытывая «беспричинное весеннее чувство радости и обновления».
Москва. Бал у екатерининского вельможи.
Граф Ростов привозит Наташу и свою племянницу Соню. Съезжаются гости. Среди них Пьер Безухов с женой — красавицей Элен и её брат Анатоль Курагин. Полонез сменяется мазуркой, затем объявляют вальс. Замирающей от волнения Наташе, впервые попавшей на настоящий бал, кажется, что никто не замечает её, что она так и не будет танцевать. Граф Пьер Безухов, понимая, что творится в душе девушки, обращается к князю Андрею с просьбой пригласить Наташу на вальс. Тот восхищён робкой грацией этой «совсем особенной» девушки, его всё больше привлекает юная восторженность Наташи. «Он предложил ей тур вальса... “Давно я ждала тебя”, — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». После вальса с Наташей неожиданно для самого себя князь Андрей загадал: «Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой». Наташа подходит к кузине.
Гостиная в старом особняке князя Болконского.
Граф Ростов и Наташа, уже невеста князя Андрея, приезжают с первым визитом к старому князю Болконскому. Наташа верит, что тот, узнав её ближе, перестанет противиться женитьбе сына на ней и полюбит её. Князь Болконский отказывается принять Ростовых. К ним выходит его дочь — княжна Марья. Наташа оскорблена до слез холодностью княжны, насмешками неожиданно появившегося старого князя. Она не хочет более оставаться в этом негостеприимном доме. Как никогда остро Наташа ощущает тоску по князю Андрею, уехавшему по настоянию отца на год за границу.
Диванная в доме Элен Безуховой.
Граф Ростов, приглашённый на этот вечер с Наташей и Соней, «с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения». Элен знает, что Наташа — невеста князя Андрея, «одного из самых деятельных, образованных и умных молодых людей», но охотно помогает своему брату, щёголю Анатолю Курагину, ухаживать за хорошенькой Ростовой, которую он заметил ещё на новогоднем балу. Мысль свести брата с Наташей забавляет её. Оставшись наедине с девушкой, Анатоль объясняется ей в любви и передаёт письмо, в котором умоляет бежать с ним. Наташа в смятении. Она не может разобраться в потоке нахлынувших на неё чувств: «Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек». Соня пытается образумить и предостеречь Наташу.
Кабинет Долохова.
Анатоль Курагин подговорил Долохова устроить его тайное венчание с Наташей Ростовой. Всё подготовив, найдя деньги и ямщика, Долохов, однако, пытается отговорить Курагина от сумасбродного поступка, но тот непреклонен и готов ехать за Наташей.
Особняк Марьи Дмитриевны Ахросимовой.
В передней дома Марьи Дмитриевны, у которой гостят Ростовы, встревоженная Наташа с нетерпением ждет Анатоля. Она решилась бежать с ним, разорвав без ведома родителей помолвку с князем Андреем. Однако план похищения становится известен Ахросимовой от Сони, и приехавшего за Наташей Анатоля Курагина встречает лакей. Курагин убегает. Марья Дмитриевна возмущена поведением Наташи и резко отчитывает девушку, но, боясь огласки, просит пришедшего с визитом Пьера Безухова принять меры, «иначе быть скандалу и дуэли». Пьер, в последнее время с пугающим его волнением относившийся к невесте своего друга, не понимает, как Наташа могла решиться на такой поступок. Но, увидев страдания девушки, поняв, какую боль причинило ей известие о том, что Анатоль женат, как мучает её сознание своей вины перед князем Андреем, он в порыве жалости, нежности и любви неожиданно говорит Наташе о своём чувстве к ней.
Кабинет Пьера Безухова.
В кабинете мужа Элен принимает гостей. Вошедший Пьер требует, чтобы Анатоль Курагин немедленно уехал из Москвы. Испуганный Анатоль соглашается на это требование. Пьеру ненавистен его дом, ненужное ему богатство, никчёмные люди, окружающие его. Друг Пьера Василий Денисов приносит известие о том, что Наполеон стянул свои войска к русской границе.
Действие второе
Бородинское поле перед сражением.
Ополченцы строят редут. Подтягиваются войска. Подполковник Денисов в поисках фельдмаршала Кутузова встречает князя Андрея и рассказывает ему о своем плане партизанских действий в тылу врага. Встреча с Денисовым, когда-то просившим руки пятнадцатилетней Наташи Ростовой, пробуждает в князе Андрее радостные и одновременно горькие воспоминания. На поле боя приезжает Пьер Безухов, чтобы своими глазами увидеть сражение. Он отвлекает князя Андрея от тяжёлых мыслей о разрыве с Наташей, о смерти отца. «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать своё горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними». В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили. Горячо приветствуемый народом, появляется фельдмаршал Кутузов. «Чудесный, бесподобный народ, — говорит он. — Зверь будет насмерть ранен всею русскою силой, будет изгнан из священной нашей земли».
Шевардинский редут во время Бородинского сражения.
Наполеон, окружённый маршалами, наблюдает с Шевардинского редута за ходом битвы. В своих мечтах он уже видит покорённую Москву, депутацию с ключами от великого города. Но вместо радостных известий о победе со всех сторон приходят сообщения об убитых и раненых генералах, один за другим посланцы французских военачальников просят у Бонапарта подкрепления. Наполеоном овладевает предчувствие надвигающейся катастрофы.
Изба в Филях.
Кутузов отдаёт приказ — для сохранения армии, для блага отечества отступить: «Недолго враги в Москве пробудут. Это их последнее торжество».
Улица Москвы, занятой французами.
Депутация с ключами от города так и не явилась к императору. Оставшийся в Москве Пьер хочет «встретить Наполеона и убить его, с тем чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». От ключницы и горничной Ростовых Пьер узнаёт, что те уехали из Первопрестольной. По настоянию Наташи с Ростовыми выехали раненые, остановившиеся в их доме. От Наташи скрыли, что среди раненых князь Андрей. В Москве начинается пожар. Французские солдаты ведут группу пленных, обвинённых в поджогах. Среди них Пьер и Платон Каратаев — больной солдат, взятый французами из госпиталя. По приказу маршала Даву французы расстреливают нескольких русских. Пожар разгорается.
Темная изба в Мытищах.
В деревенской избе лежит тяжело раненный князь Андрей. Его тревога за судьбу отечества, Москвы, мысли о Наташе выливаются в горячечный бред. Когда Андрей видит входящую в избу девушку, он принимает её за одно из своих видений. Но убедившись, что перед ним «живая, настоящая» Наташа, Болконский не скрывает своей любви к ней. Счастливая и страдающая Наташа просит простить её. Однако силы оставляют князя Андрея. Он снова начинает бредить, и Наташа с ужасом чувствует, как вместе с затихающим бредом уходит жизнь любимого.
Идея создания оперы по эпическому роману Льва Толстого посещала Сергея Прокофьева на протяжении долгих лет. Композитор ясно осознавал сложность столь грандиозной задачи: из многотомного произведения, где представлено «великое сцепление» судеб свыше пятисот персонажей, надо было отобрать то, что можно убедительно раскрыть средствами музыкального театра. Начало Великой Отечественной войны ускорило осуществление смелого замысла: по признанию композитора, в эти тяжёлые дни патриотические страницы эпопеи Толстого стали ему особенно близки. К весне 1943 года он завершил первую редакцию партитуры, включавшую 11 картин, в 1946 году появилась вторая, дополненная сценами на балу у екатерининского вельможи и совета в Филях, а также хоровым прологом. Исполнение этих вариантов было рассчитано на два вечера: «мирная» часть — в первый, «военная» — во второй. Но и затем работа над оперой продолжилась: Прокофьев возвращался к ней практически до своей смерти в 1953 году и подготовил одновечернюю версию, наметив возможные пропуски отдельных картин и эпизодов.
Сохраняя подлинный текст Толстого (в либретто также использованы фрагменты произведений Василия Жуковского, Михаила Ломоносова, Константина Батюшкова, Дениса Давыдова), Прокофьев отказался от пространных философских рассуждений и ряда важных сюжетных линий. Три образные сферы оперы неравноправны по своему удельному весу и значению. Жанрово-бытовая сконцентрирована в первой части (бальная музыка, дуэт Наташи и Сони), народно-эпическая — в хоровых сценах второй, и только лирико-психологическая является сквозной, играя роль драматургического стержня композиции. Её представители — три главных персонажа, действующие в обеих частях дилогии. Из них центральной героиней выступает Наташа Ростова, в то время как Андрей Болконский и Пьер Безухов раскрываются через их отношение к ней, реакцию на её непредсказуемые поступки. Образ Наташи, вобравший черты таких разных прокофьевских героинь как Джульетта, Золушка, Рената, неоднозначен и показан в развитии.
Музыка оперы насыщена стихией танца и ритмизованного движения в более широком смысле. Среди танцевальных тем ведущее значение принадлежит многоликому вальсу: изысканно хрупкому, поэтическому у Наташи и Андрея, небрежно томному у Элен, вызывающе чувственному у Анатоля. Несмотря на приметы XIX столетия, обусловленные сюжетом, музыкальный стиль партитуры Прокофьева относится к ХХ веку: его определяют современная мелодика и гармония, а особенно — «стальной скок» ритмически заряженных батальных сцен. В основе оперной драматургии — кинематографический принцип монтажа контрастных динамичных эпизодов, выработанный композитором в процессе сотрудничества с Сергеем Эйзенштейном. При этом каждого из множества персонажей, подчас сменяющих друг друга в калейдоскопическом вихре, Прокофьев снабжает интонационно-рельефной «маской», что позволяет слушателям запомнить даже второстепенных героев.
Мариинский театр — бесспорный лидер по числу обращений к «Войне и миру». Постановка итоговой оперы Прокофьева, требующая гигантских исполнительских средств (только поимённый список действующих лиц включает более семидесяти позиций), впервые состоялась на Мариинской сцене в 1977 году (дирижёр — Юрий Темирканов, режиссёры — Борис Покровский, Никита Никифоров). В январе 1978 года в этой постановке состоялся дирижёрский дебют Валерия Гергиева.
В 1991 году маэстро Гергиев стал музыкальным руководителем нового спектакля, обозначившего важнейшую веху в сценической судьбе оперы: это была первая полная, без единой купюры, постановка, режиссёром которой выступил Грэм Вик. В 2000 году появился осуществлённый совместно с театром Метрополитен-опера спектакль в режиссуре Андрея Кончаловского, выполненный с размахом голливудского блокбастера. В 2014 году на новой сцене Мариинского театра состоялась премьера современной версии оперы (режиссёр — Грэм Вик), где действие перенесено в Россию 2000-х годов. Затем спектакль Кончаловского был также перенесён в Мариинский-2, а в 2016 году Концертный зал Мариинского театра обрёл собственную полусценическую версию оперы (режиссёр — Кристина Ларина).
Постановка Приморской сцены Мариинского театра тоже является режиссёрской работой Кристины Лариной, но уже в полномасштабном формате. Исторические костюмы Татьяны Ногиновой скрупулёзно выполнены по рисункам XIX века, декорации заменяют видеопроекции интерьеров аристократических особняков и кинокадры сражений. Спектакль начинается со сцены смерти князя Андрея: в последние минуты вся жизнь проносится перед его глазами. Таким образом, оперное действие предстаёт ретроспективой событий от первой до последней встречи Андрея и Наташи, благодаря чему главная лирико-психологическая линия оперы выделена особенно ярко. Премьера этой постановки состоялась 20 марта 2020 года под управлением главного дирижёра Приморской сцены Павла Смелкова.
Надежда Кулыгина
Первая постановка (первые восемь картин): 12 июня 1946 года, Государственный академический Малый оперный театр, Ленинград
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 20 марта 2020 года, Владивосток
Продолжительность спектакля: 3 часа
Спектакль идёт с одним антрактом
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)