Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Мавра


Опера Игоря Стравинского

Исполнители

Параша — Самира Галимова
Соседка — Наталья Якимова
Мать — Елена Глушенко
Гусар — Мингиян Оджаев
Пушкин — Всеволод Марилов

Партия фортепиано — Марина Репина

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского
Либретто Бориса Кохно по мотивам поэмы Александра Пушкина «Домик в Коломне»

Режиссёр-постановщик — Вячеслав Стародубцев
Художник-постановщик — Пётр Окунев
Художник по свету — Наталья Тюрина
Ответственный концертмейстер — Марина Репина
Дирижёр — Валерий Трубин-Леонов

Краткое содержание

Коломна — окраинная часть Петербурга. Лачужка у церкви.

Параша высматривает из окна милого друга, гусара Василия. Она пытается выяснить причину трёхдневного отсутствия кавалера. Допрос не по душе гусару. Он пытается отшутиться, клянётся в любви. Параша, слыша страстное признание, верит ему. Влюблённые договариваются о свидании.

Мать Параши тщетно пытается найти замену умершей кухарке: ведь дешёвая прислуга так редка! Она посылает Парашу на поиски кухарки, а сама предаётся воспоминаниям о недавнем благоденствии. В этом ей помогает подоспевшая соседка. Разговаривая о погоде, хозяйстве, женщины с полуслова понимают друг друга: жизнь так обыденна и полна одних и тех же забот.

Пока они судачат, Параша приводит новую кухарку по имени Мавра (это переодетый гусар Василий). Внешне она очень мила и готова работать за любое вознаграждение. Вдову это устраивает. Она поручает Параше проследить за добросовестностью Мавры и уходит.

Наконец-то Параша остается вдвоём с Василием. Восторгам влюблённых нет границ. Лишь окрик матери, собирающейся вместе с дочерью за покупками, заставляет их расстаться. Кухарке же нужно приниматься за дело.

Оставшись в одиночестве, Василий решает побриться. За этим занятием и застает прислугу внезапно вернувшаяся хозяйка. С криком: «Разбойник! Злодей!» — она падает в обморок. Параша бросается к матери. Прибежавшая соседка кричит: «Держи вора!». Гусар выскакивает из дома через окно. Тщетно пытается Параша его вернуть.

О спектакле

Одноактная комико-бытовая опера «Мавра» была сочинена Стравинским в 1922 году и посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского. Эти имена определили характер замысла произведения. Самым возвышенным творениям Пушкина, Глинки и Чайковского не было чуждо ничто земное. Их авторы не боялись обвинений в «снижении стиля», умея находить очарование в простой жизни обычных людей и воплощать эту жизнь на её же языке. «Домик в Коломне», ставший сюжетной основой оперы, — рассказ о девице Параше и её ухажёре, переодетом кухаркой Маврой, — появился как ответ Пушкина на критику, что он не пишет «серьёзные» произведения во славу русского оружия. И вслед за Пушкиным Стравинский тоже иронически (то мягко-насмешливо, то острогротескно) трактует эту историю. Четыре персонажа оперы — легко узнаваемые герои бытовых комедий: сентиментальная барышня, мечтающая о женихе; падкий на любовные приключения Гусар; мать и соседка — кумушки, которые боятся всего, а наиболее — быть одураченными (что с ними, естественно, и происходит). Какими музыкальными средствами усилить комический эффект? Конечно, поместить разнообразные интонации XIX века (мотивы из опер «Жизнь за царя» и «Евгений Онегин», цыганский романс и водевильные куплеты) в новую систему отношений — сферу музыки ХХ века, где привычная связь между мелодией и аккомпанементом нарушена, и они сочетаются по принципу нарочитого несовпадения. Кроме того, партитура Стравинского создаёт впечатление, что «Мавра» идёт в сопровождении военно-духового оркестра, играющего где-то на улице, бульваре или в саду, — как бы за окнами того самого «Домика в Коломне».

Постановка Приморской сцены тоже идёт по пути Пушкина и Стравинского, предлагая решение в духе знаменитых русских водевилей с переодеваниями. В этой постановке водевильная по происхождению опера предстаёт именно такой пьесой, то есть маленькой комедией с музыкой — предшественницей оперетты и мюзикла. В ней музыкальные сцены прослаиваются разговорными, где использован текст «Домика в Коломне», не вошедший в либретто. Его исполняет загримированный под Пушкина актёр, предваряя и комментируя оперные события, а подчас выступая и непосредственным участником сценического действа. Ещё один дополнительный персонаж, отсутствующий у композитора, — балерина, также помогающая иллюстрировать определённые сюжетные моменты (например, танец цыганочки, о которой поёт Гусар). В сценическом оформлении спектакля — лаконичном, как сама опера — прослеживается аналогичное методу Стравинского сочетание примет стиля XIX столетия с элементами современной жизни. Важно и то, что маленькая опера «Мавра» ставит отнюдь не маленькие задачи перед солистами. Здесь особенно требуется быть не просто певцом, но певцом-актёром, не только успешно справиться со сложными вокальными партиями, но и создать яркий образ за короткий период своего пребывания на подмостках.

Надежда Кулыгина


Премьера во Владивостоке: 20 ноября 2015 года
Премьера новой режиссёрской версии: 27 февраля 2025 года

Продолжительность спектакля: 40 минут

Возрастная категория 16+

5 сентября 2025
5 сентября 2025
Мавра
6 сентября 2025
7 сентября 2025
12 сентября 2025
14 сентября 2025
17 сентября 2025
28 сентября 2025
16 августа 2025
21 августа 2025
22 августа 2025
23 августа 2025
27 августа 2025
29 августа 2025
5 сентября 2025
5 сентября 2025
Мавра
10 сентября 2025
13 сентября 2025
14 сентября 2025
17 сентября 2025
3 октября 2025
4 октября 2025
8 октября 2025
10 октября 2025
12 октября 2025
17 октября 2025
24 октября 2025
© 2016 – 2025
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Скачать мобильное приложение Мариинского театра
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)