Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Дон Карлос


Опера Джузеппе Верди

Исполняется на итальянском языке
(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Филипп II — Сергей Плешивцев
Дон Карлос — Александр Михайлов
Родриго — Марат Мухаметзянов
Великий инквизитор — Бат-Эрдэнэ Доржцэдэн
Елизавета Валуа — Инара Козловская
Принцесса Эболи — Лаура Бустаманте

Авторы и постановщики

Музыка Джузеппе Верди
Либретто Жозефа Мери и Камиля дю Локля по одноимённой драме Иоганна Фридриха Шиллера

Режиссёр-постановщик — Юрий Александров
Художник-постановщик — Теймураз Мурванидзе
Художник-технолог по костюмам — Татьяна Ногинова
Художник по свету — Владимир Лукасевич
Адаптация света на Приморской сцене — Сергей Лукин
Ответственный концертмейстер — Андрей Анненков
Концертмейстер — Ольга Крукович
Главный хормейстер — Лариса Швейковская
Режиссёр-ассистент — Анна Шишкина

Краткое содержание

Испания, XVI век. Многолетняя война между Испанией и Францией окончена, и король Испании Филипп II хочет скрепить хрупкий мир династическим браком. Он женится на французской принцессе Елизавете Валуа, изначально предназначенной в невесты его сыну дону Карлосу.

Действие I
Картина первая.
Галерея монастыря Сан-Джусто. Монахи молятся у гробницы императора Карла V — деда дона Карлоса. Дон Карлос потрясён сходством одного из монахов с Карлом V. В арии он говорит о своей любви к прекрасной Елизавете Валуа. Появляется лучший друг Карлоса — Родриго, маркиз ди Поза. Услышав о любви друга к Елизавете, он призывает Карлоса отправиться во Фландрию и стать наместником, чтобы облегчить страдания угнетенного фламандского народа и излечиться от преступной страсти. Они повторяют клятву дружбы и дают обет бороться за свободу фламандцев.

Картина вторая.
Сад у ворот монастыря Сан-Джусто. Тибо, принцесса Эболи и придворные фрейлины занимают себя пением, укрывшись от зноя. К ним присоединяется и королева. Появившийся маркиз ди Поза передаёт ей два письма: одно — от матери из Парижа, а второе — от Карлоса. Пока Елизавета читает, Родриго отвлекает Эболи галантными беседами. Он просит королеву встретиться с инфантом, к которому в последнее время король неласков. Эболи думает, что Карлос влюблён в неё. Появляется Карлос. Елизавета отпускает свиту. Пытаясь не проявлять чувств, она обещает, что уговорит короля отправить сына во Фландрию. Но Карлос, не сумев сдержаться, пылко объясняется ей в любви. После ухода дона Карлоса входит король Филипп. Найдя королеву в одиночестве, что недопустимо по придворному этикету, разгневанный Филипп изгоняет во Францию придворную даму графиню д’Аремберг. Елизавета грустно прощается с ней. Вызванный королем маркиз ди Поза рассказывает ему о бедственном положении Фландрии и умоляет дать ей свободу. Филиппа удивляет прямота и честность Родриго. Он советует ему остерегаться Великого инквизитора и поделившись подозрениями по поводу Карлоса и Елизаветы, просит маркиза следить за ними.

Действие II
Картина первая. Роща в садах королевы.
В полночь дон Карлос в волнении бродит по саду. Он получил записку от незнакомки и думает, что это королева. Появляется незнакомка в наряде королевы. Юноша начинает пылко объясняться ей в любви, но, узнав под маской Эболи, в растерянности замолкает. Когда Эболи понимает, что признания предназначались вовсе не ей, она в гневе клянется отомстить обоим. Она грозит рассказать Филиппу о преступной любви инфанта к королеве. На помощь Карлосу приходит Родриго. Он угрожает Эболи смертью, но принцесса неумолима. Родриго просит Карлоса отдать все компрометирующие его документы.

Картина вторая. Соборная площадь в Вальядолиде.
Готовится сожжение фламандцев-протестантов, которых католическая церковь считает еретиками. Толпа людей, собравшаяся посмотреть на казнь, поёт хвалебную песнь королю. Карлос приводит к Филиппу депутацию из Фландрии и Брабанта. Фламандцы умоляют Филиппа о милосердии, и к их мольбе присоединяются королева, маркиз ди Поза и народ. Однако Филипп, подстрекаемый монахами, упорствует. Карлос умоляет отца отправить его наместником во Фландрию, но Филипп презрительно отказывается. Тогда инфант обнажает шпагу и провозглашает себя спасителем несчастной Фландрии. Все возмущены. Поза разоружает Карлоса и в благодарность получает от Филиппа герцогский титул. Аутодафе продолжается; раздается голос с небес, утешающий осуждённых.

Действие III
Картина первая. Королевские покои в Вальядолиде.
Филипп погружён в невеселые мысли о том, что Елизавета не любит его. Входит Великий инквизитор. Он уверяет короля, что нет никаких препятствий к казни Карлоса, если это необходимо для спасения веры. Но Родриго, по его словам, ещё опаснее инфанта, и если Филипп будет упорствовать в защите еретика, ему придётся предстать перед Святой церковью. В смятении вбегает Елизавета: у неё похитили шкатулку с драгоценностями. Вдруг она замечает её на столе короля.
Елизавета отказывается открыть шкатулку, и тогда Филипп взламывает замок и находит внутри портрет Карлоса. Он обвиняет королеву в измене, та падает без чувств. На зов короля вбегают Эболи и Родриго, который сразу уводит Филиппа. Оставшись наедине с королевой, Эболи признается в любви к дону Карлосу и говорит, что это она украла шкатулку. Она молит о прощении. Королева велит ей покинуть двор, предлагая на выбор изгнание или монастырь. Эболи проклинает свою красоту; она клянется спасти Карлоса, прежде чем удалится от мира.

Картина вторая. Подземелье, где томится Карлос.
Входит маркиз ди Поза. Он говорит, что взял на себя вину Карлоса и найденные у него тайные бумаги инфанта выдал за свои. Маркиз прощается с другом и вновь призывает его освободить Фландрию. У дверей темницы появляются двое мужчин и стреляют в Родриго. Умирая, тот говорит Карлосу, что завтра Елизавета будет в монастыре Сан-Джусто. Вошедший король объявляет Карлосу, что он признан невиновным, но сын отталкивает его. Слышится набат: началось восстание. Филиппу грозит опасность, но появившийся Великий инквизитор с лёгкостью усмиряет толпу. Карлос убегает.

Действие IV
Монастырь Сан-Джусто.
Елизавета понимает, что её земные дни сочтены. Появляется Карлос. Он хочет попрощаться с возлюбленной. Елизавета благословляет его на битву за Фландрию, оба уповают на встречу за гробом. Появляются король, Великий инквизитор и его свита. Карлоса отлучают от церкви. Пытаясь бежать, он отступает к гробнице Карла V, которая внезапно разверзается. Появляется монах, в котором все узнают покойного императора. Он уводит Карлоса за собой в гробницу.

О спектакле

«Дон Карлос», наряду с «Аидой» и шекспировскими шедеврами «Отелло» и «Фальстафом», принадлежит к величайшим творениям Верди. Получив заказ от директора парижской Гранд-опера, композитор обратился к пьесе одного из своих любимых драматургов, Шиллера. Либреттисты Мери и Дю Локль разработали сюжет по правилам французской «большой оперы» с её традиционной пятиактной структурой и обязательным балетом. Созданное Верди «живое, мощное произведение, сотворённое из золота, грязи, желчи и крови» (так откликнулся на премьеру Бизе) не могло не прийти в противоречие со вкусами парижской публики. В 1868 году, спустя всего полтора года после французской премьеры, «Дон Карлос» был представлен в петербургском Большом театре в исполнении итальянской труппы. Однако Верди оставался неудовлетворённым. Не будучи более связан канонами парижской сцены, он сократил балет в начале III действия, а также встречу Карлоса и Елизаветы в лесу Фонтенбло, зато добавил один из наиболее ярких ансамблей — дуэт Филиппа и Родриго. Премьера новой четырёхактной версии с итальянским текстом Гисланцони (либреттиста «Аиды») состоялась в Ла Скала в 1884 году.

После первой постановки в Петербурге «Дон Карлос» был запрещён на русской сцене из цензурных соображений. Лишь в 1917 году Шаляпин добился возвращения оперы в московский Большой театр и выступил в роли Филиппа, став непревзойдённым её исполнителем.

В Мариинском театре «Дон Карлос» впервые появился в 1976 году, в миланской редакции — в 1992-м и 1999 годах. В 2012 году состоялась премьера пятиактной моденской версии, включающей сцену в Фонтенбло.

Приморская сцена Мариинского театра представляет исторический спектакль режиссёра Юрия Александрова в сценографии Теймураза Мурванидзе. Эта великолепная постановка оформлена с мрачной пышностью: массивные декорации воссоздают облик и атмосферу Эскориала — дворца-монастыря Филиппа II, который называют и восьмым чудом света, и архитектурным кошмаром. Роскошные костюмы Татьяны Ногиновой словно сошли с полотен великих живописцев испанского двора.

Основная идея спектакля следует замыслу Верди: в государстве Филиппа нет места человеческим чувствам и свободе, и сам король в нём трагически одинок. «Большая опера больших страстей», как верно характеризуют «Дон Карлоса», — это история о загубленной любви. Судьба всех без исключения главных героев несчастна, и только в финальном дуэте Карлоса и Елизаветы наступает просветление: влюблённые верят в своё посмертное соединение на небесах. Гипертрофированные страсти гений Верди передаёт не столько в ариях-«портретах», сколько в драматических ансамблях-«столкновениях» персонажей.

Театральность оперы определяется предельной поляризацией образов: Дон Карлоса и Филиппа, Елизаветы и Эболи. Особое положение занимает Родриго, располагаясь как бы на пересечении этих смысловых координат: ведь он и друг Карлоса, и доверенное лицо короля. Большую роль в музыкальной драматургии оперы играют массовые сцены и оркестр. Выразительные контуры вокальных мелодий оттеняются инструментальными голосами, суровый колорит церковных песнопений прослеживается в хоралах медных духовых. Подчёркнутые контрасты сопоставления отдельных групп придают звучанию оркестра патетику ораторского высказывания.

Надежда Кулыгина


Мировая премьера: 11 марта 1867 года, Императорский оперный театр, Париж
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 29 августа 2020 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 4 часа
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)