Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Евгений Онегин


Опера Петра Чайковского

Исполняется на русском языке
(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Евгений Онегин — Вячеслав Васильев
Татьяна — Алена Диянова
Ленский — Алексей Костюк
Ольга — Лаура Бустаманте
Князь Гремин — Евгений Плеханов

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноимённому роману в стихах Александра Пушкина

Режиссёр-постановщик — Алексей Степанюк
Художник-постановщик — Вячеслав Окунев
Хореограф-постановщик — Айдар Ахметов
Художник по свету — Владимир Стерлин
Главный хормейстер — Лариса Швейковская 
Хормейстер — Анна Пипия
Ответственный концертмейстер  Марина Репина

Краткое содержание

Действие I
Картина 1. Усадьба Лариных
Помещица Ларина, её дочери Татьяна и Ольга, а также их няня наслаждаются погожим вечером. Крестьяне, окончившие жатву, по старинному обычаю приносят барыне разукрашенный сноп. Неожиданно в доме появляются гости: живущий по соседству жених Ольги Владимир Ленский вместе со своим приятелем из Петербурга Евгением Онегиным. Визит столичного денди нарушает спокойный, привычный уклад жизни обитателей усадьбы. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным. Ленский, оставшись наедине с Ольгой, объясняется ей в любви.

Картина 2. Письмо Татьяны
Татьяна полна новым, ранее незнакомым ей чувством. Видя смятение Татьяны, няня старается её отвлечь и успокоить. Однако, оставшись одна, девушка пишет письмо Онегину, в котором признаётся ему в любви. На рассвете она просит няню передать письмо петербургскому гостю.

Картина 3. Объяснение
Татьяна в тревоге ожидает ответа на своё письмо. Приезжает Онегин. Ему мила искренность Татьяны, но её признание не вызывает у него ответного чувства.

Действие II
Картина 4. Бал в доме Лариных
На именины Татьяны съехалось множество гостей. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями обывателей наводит на Онегина жестокую скуку. Он зол на Ленского, пригласившего его сюда, и начинает ухаживать за его невестой. Ленский, возмущённый поведением друга, бросает Онегину вызов. Присутствующие безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина 5. Дуэль
Ленский в ожидании назначенной дуэли с тоской и болью думает о своей жизни. Пришедший Онегин, как и Ленский, готов к примирению. Но законы чести делают поединок неизбежным. Раздаётся выстрел. Ленский убит.

Действие III
Картина 6. Бал в Петербурге
После долгого отсутствия Онегин возвращается в Петербург, где на балу в одном из аристократических домов встречает Татьяну. Теперь она жена генерала Гремина. Онегин поражён: неужели эта полная благородства и достоинства светская дама — та девочка, которой он когда-то читал нравоучения?! «Увы, сомненья нет, влюблён я, влюблён как мальчик, полный страсти юной!» — с волнением признаётся себе Онегин.

Картина 7. Встреча
Онегин добивается встречи с Татьяной. В его словах звучит раскаяние. Требуя взаимности, он вырывает у Татьяны признание в любви. Но её решение остаться с мужем бесповоротно. Онегин впадает в отчаяние: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»

О спектакле

Сочинять для оперного театра Чайковский начал в конце 1860-х годов. К тому времени он уже получил признание как автор инструментальных сочинений и мастер оркестровки, а вот успех на поприще оперы пришёл к нему далеко не сразу. В это может быть трудно поверить, но долгое время сам Чайковский, его друзья и коллеги сомневались, сможет ли он состояться и как оперный композитор. Как оказалось, ему просто нужно было найти себя: написав историческую, сказочную, комическую оперы, Чайковский осознал, что его сила заключается в способности убедительно передавать эмоции и чувства героев. И произведение такого рода, «Евгений Онегин» (1878) с подзаголовком «лирические сцены», стало триумфом композитора на оперной сцене.

В «Евгении Онегине» Чайковский не стремится передать глубокие философские идеи романа Пушкина, а концентрируется на образах главных героев — Татьяны, Онегина и Ленского. По сути, три действия оперы — это три любовные драмы: первое посвящено Татьяне и драме её любви, второе — драме Ленского и заканчивается его гибелью, а третье является драмой Онегина, чья финальная встреча с Татьяной приводит к крушению его надежд. Однако Чайковский не забывает и о других персонажах, придумывая им прекрасные портретные характеристики: арии Ольги «Я не способна к грусти томной» и Гремина «Любви все возрасты покорны» вошли в сокровищницу вокальной музыки и часто исполняются отдельно в концертных программах.

Не будучи «энциклопедией русской жизни» подобно литературному первоисточнику, опера Чайковского тонко воссоздаёт атмосферу дворянского быта, позволяя современной аудитории мгновенно перенестись в XIX столетие. Сцена домашнего музицирования благовоспитанных барышень (дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы»), хор девушек, собирающих ягоды, хор и пляска крестьян, пришедших доложить «барыне-матушке» об окончании сбора урожая, передают скромное, но столь милое обаяние патриархальной русской усадьбы. А как колоритна картина провинциального сельского праздника в доме Лариных с незатейливыми танцами, охотничьими рассказами и пересудами кумушек, комическим французским месьё и молодыми девицами, пристающими к ротному! И как отличается от неё блестящая сцена из высшего общества — великосветский столичный бал во дворце князя Гремина, открывающийся торжественным полонезом!

Постановка, осуществлённая на Приморской сцене признанными петербургскими мастерами, заслуженным деятелем искусств России Алексеем Степанюком и народным художником России Вячеславом Окуневым, выдержана в традициях большого стиля. Этот костюмный исторический спектакль перекликается со знаменитым «Евгением Онегиным» из репертуара Мариинского театра.

Надежда Кулыгина


Мировая премьера: 17 марта 1879 года, Малый театр, Москва
Премьера во Владивостоке: 26 января 2014 года

Продолжительность спектакля: 3 часа 20 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)