Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Моцарт. Мендельсон


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Елена Разгуляева (сопрано)
Сергей Севастьянов (бас)
Дмитрий Лупачёв (кларнет)
Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Концертная ария Alcandro, lo confesso для баса с оркестром, KV 512
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, KV 622 

Феликс Мендельсон
Концертная ария Infelice для сопрано с оркестром, соч. 94
Симфония № 4 ля мажор «Итальянская», соч. 90

О концерте

Ко второй половине XVIII века кларнет — сравнительно недавнее по тем временам изобретение — ещё не обрел полноправного места в музыке. Лишь изредка композиторы включали его в состав оркестра, сольные же сочинения создавались с оглядкой на определённые технические ограничения, свойственные ему в то время. Заслуга открытия выразительных возможностей кларнета во всей их широте принадлежит Вольфгангу Амадею Моцарту. Концерт для кларнета с оркестром — последнее инструментальное сочинение композитора, завершённое за два месяца до смерти. Как и ряд других сочинений Моцарта с участием этого инструмента, Концерт — плод его сотрудничества с Антоном Штадлером, другом и собратом композитора по масонской ложе. Моцарт высоко ценил мастерство замечательного музыканта, владевшего не только собственно кларнетом, но и его разновидностями с расширенным вниз диапазоном. Концерт предназначался для одной из таких разновидностей, называемой бассет-кларнетом. На бассет-кларнете Штадлер играл эту музыку неизменно на всех своих гастролях, в том числе в 1794 году в Риге и, возможно, в Петербурге (программа выступления Штадлера не сохранилась). В XIX веке, однако, бассет-кларнет исчез из исполнительской практики, и Концерт был напечатан с партией обычного кларнета, где низкие звуки, недоступные ему, были изложены октавой выше, из-за чего оказались изменёнными и драматургические линии Концерта. Эта версия закрепилась в исполнительском репертуаре. В I части Концерта представлена целая россыпь тем — кокетливых, изысканно-галантных и кантиленных, иногда перекликающихся с создававшейся в тот же период оперой «Волшебная флейта». Настроения разработки (именно здесь Моцарт предписывал использование низких звуков) заставляют вспомнить о «незапном мраке», тонко отмеченном в музыке Моцарта Пушкиным. II часть — возвышенно-созерцательный диалог солиста и оркестра в духе оперной арии с обычной для неё трёхчастной формой. Финальное рондо строится на чередовании проведений оживлённого танцевального рефрена с драматическими эпизодами, напоминающими о первой части.
Владимир Хавров

«Итальянская симфония» Мендельсона — одно из ярчайших произведений музыкального романтизма. В симфонии с особой цельностью проявился зрелый индивидуальный стиль композитора, сочетающий верность классическим традициям с веяниями нового времени. Особое очарование симфонии придают изящество мелодического развёртывания, непринуждённость полифонических эпизодов. Недаром Мендельсона называли «Моцартом XIX века», а Стравинский полагал «Итальянскую симфонию» образцом элегантности в музыке.
Написанная под впечатлением путешествия по Италии (1830–1831) симфония далеко выходит за рамки пейзажных зарисовок или программных картинных образов. Музыка её дышит молодостью, неподдельной радостью жизни, кипением восторженных чувств — они врываются с первыми же звуками Allegro vivace, наиболее развитой части симфонии. Полётную главную тему оттеняют песенные лирические образы, льющиеся необычайно естественно, но вместе с тем мастерски разрабатываемые (фугато струнных).
Лаконичная вторая, медленная, часть симфонии Andante con moto (также в сонатной форме) соединяет строгий хорал и бытовой песенно-танцевальный тематизм. О шубертовских истоках романтизма напоминает типичный австрийский лендлер третьей части Con moto moderato, перемежаемый столь же узнаваемыми возгласами охотничьих рогов в маршеобразном трио. Вихревое кружение Saltarello, лишь на миг омрачаемое грустными воспоминаниями, торжествует в финале Presto — картине шумного праздничного веселья, улич­ного карнавала.
Иосиф Райскин

Концертные арии — жанр, получивший подлинный расцвет в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта. Помимо так называемых вставных арий, предназначенных для включения в оперы других композиторов или самого Моцарта, он создавал самостоятельные арии вне оперного контекста. Они писались «на случай» для конкретного певца — для выступления в определённом концерте или прослушивания в театральную труппу.
Сцена Alcandro, lo confesso (KV 294) была сочинена в 1787 году для сопрано Алоизии Вебер. Моцарт восхищался её голосом и вокальным мастерством и одно время даже был влюблён. Однако текст арии, взятый из «Олимпиады» Пьетро Метастазио, изначально принадлежит мужскому персонажу. Король Клинстен встречает незнакомого юношу и испытывает к нему необъяснимую душевную симпатию, не подозревая о том, что это его родной сын, которого давно считают умершим. Драматичная ситуация в версии для сопрано превратилась в милое любовное признание.
Спустя десятилетие Моцарт вновь вернулся к этой сцене, создав версию для другого певца — баса Карла Людвига Фишера (KV 512). Здесь тема отцовства героя была восстановлена, и монументальность арии получила новый смысл.

В 1832 году Феликс Мендельсон получил солидный заказ от Лондонского филармонического сообщества. Он включал премьерное исполнение нескольких сочинений композитора, в числе которых значилась «вокальная пьеса». В это время в Лондоне Мендельсон познакомился с выдающейся примадонной тех лет Марией Малибран, а также её внебрачным возлюбленным — известным скрипачом Шарлем-Огюстом де Берио. Эта встреча и срочный заказ вдохновили композитора на создание концертной арии Infelice для сопрано с оркестром, соч. 94. Мендельсон рассчитывал, что на премьере её исполнит сама Малибран, и обогатил арию партией для солирующей скрипки, чтобы в концерте принял участие и её звёздный друг.
Однако первое исполнение в 1834 году прошло без желанных солистов, что не умалило успех арии у публики. Трогательный текст её основан на нескольких стихах Пьетро Метастазио. Брошенная героиня скорбит о ссоре и расставании, а затем вспоминает о приятных минутах с любимым. Выразительную вокальную мелодию прекрасно дополнило соло скрипки, которая то вступает в диалог с голосом, то «поёт» вместе с ним, то звучит в одиночестве.
Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)