Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Любовь к трём апельсинам


Опера Сергея Прокофьева

Исполняется на русском языке
(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Дирижёр –

Антон Торбеев

Король — Виталий Янковский
Принц — Александр Диянов
Труффальдино — Всеволод Марилов
Панталон — Александр Гонца
Челий — Евгений Плеханов
Фата Моргана — Елена Третьякова
Принцесса Клариче — Татьяна Макарчук
Леандр — Дмитрий Неласов
Линетта — Дарья Сычева
Николетта — Лаура Бустаманте
Нинетта — Алина Михайлик
Кухарка — Сергей Плешивцев
Фарфарелло — Геннадий Ахмедов
Смеральдина — Светлана Рожок

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто Сергея Прокофьева на основе сценария Всеволода Мейерхольда, Владимира Соловьёва и Константина Вогака по сказке Карло Гоцци

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Режиссёр-постановщик — Ален Маратра
Художник-постановщик — Даниэла Вилларе
Художник по костюмам — Мирей Дессанжи
Художник по свету — Паскаль Мера
Головные уборы — Грегории Ресио
Адаптация света на Приморской сцене — Сергей Лукин
Ответственные концертмейстеры — Ольга КруковичМарина Репина
Главный хормейстер — Лариса Швейковская
Хормейстер — Анна Пипия
Ассистент режиссёра — Михаил Смирнов

Краткое содержание

Действие происходит в вымышленном королевстве в незапамятные времена.

Трагики, Комики, Лирики и Пустоголовые спорят о том, каким бы они хотели видеть сегодняшнее представление. Одни требуют показать трагедию, другие — комедию. Появляются Чудаки. Они призывают зрителей к тишине и начинают повествование.

Король Треф в отчаянии. Его сын, наследный принц, болен ипохондрической болезнью. Медики считают пациента безнадёжным, но Король вспоминает о чудотворной силе смеха. Панталон, приближённый Короля, призывает на помощь Труффальдино, которому Король поручает организовать при дворе увеселительное действо.

Выясняется, что судьбы Принца и честолюбивого первого министра Леандра разыгрываются в карты. Маг Челий, который стремится вернуть мир к добру и гармонии, играет с Фатой Морганой, амбициозной и ревнивой колдуньей, желающей смерти Принца и покровительствующей Леандру и племяннице Короля, интриганке Клариче.

Клариче мечтает унаследовать трон и сделать Леандра своим супругом. Но для этого надо расправиться с Принцем, и Клариче предъявляет Леандру ультиматум: «Принцу нужен опий или пуля». Этот разговор подслушивает рабыня Смеральдина и сообщает Клариче и Леандру о том, что на их стороне будет сама Фата Моргана.

Труффальдино с огромным трудом заставляет сопротивляющегося Принца вылезти из своей тёплой постели и пойти на праздник, организованный для него.

Из-за неудачного представления Принц впадает в безнадёжное уныние. Однако неожиданное появление Фаты Морганы приковывает его внимание. Она решительно направляется прямо к Принцу, и Труффальдино, пытаясь ей помешать, сбивает её с ног. Фата Моргана падает, и её нелепая поза вдруг вызывает смех Принца. Разъярённая колдунья посылает Принцу проклятие: отныне он потеряет покой, безнадёжно влюбившись в три апельсина. Тотчас Принцем одолевает неотвратимое желание отправиться на поиски этих апельсинов. Труффальдино готов следовать за ним.

В поисках замка волшебницы Креонты, где находятся три заветных апельсина, Принц и Труффальдино оказываются в пустыне. Фарфарелло, приняв обличие ветра, дует им в спину, ускоряя путь к опасностям, которые поджидают их в замке Креонты. Маг Челий пытается помешать ему и устрашить Принца и Труффальдино предстоящими испытаниями. Но Принц непреклонен. Тогда Челий вручает Труффальдино волшебный бантик и предупреждает, что апельсины можно разрезать только близ воды.

Наконец Принц и Труффальдино видят замок Креонты. Едва преодолевая страх, путники устремляются в кухню Креонты. Им преграждает путь грозная Кухарка. Труффальдино удаётся заинтересовать её волшебным бантиком, а Принц тем временем похищает три апельсина.

В знойной пустыне Принц и Труффальдино изнемогают от усталости: апельсины выросли и стали очень тяжёлыми. Принц засыпает, а Труффальдино решает утолить жажду апельсиновым соком. Вместо сока из апельсина появляется Принцесса и умоляет дать ей напиться. Желая её спасти, Труффальдино в смятении надрезает второй апельсин. Но в нём оказывается другая Принцесса, которая тоже просит пить. Обе принцессы умирают на глазах у растерянного Труффальдино. Обезумевшему от беспомощности Труффальдино остается одно — бежать.

Просыпается Принц. Ему не терпится узнать, что же таит в себе последний апельсин. Из апельсина появляется ещё одна Принцесса. Она признаётся Принцу, что давно любит его и ждёт освобождения. Подобно двум другим принцессам, Нинетта умоляет дать ей напиться. На помощь приходят Чудаки: они выставляют на сцену ведро с водой. Нинетта спасена. Принц отправляется во дворец, чтобы предупредить Короля о предстоящей свадьбе. Тем временем Смеральдина с помощью волшебной булавки Фаты Морганы превращает Принцессу в крысу и подменяет собой Нинетту.

Маг Челий и Фата Моргана ожесточённо спорят о судьбе своих героев. И снова положение приходится спасать Чудакам. Им удаётся на время избавиться от колдуньи. Теперь маг Челий сможет выручить своих любимцев.

В тронном зале королевского дворца всё готово к обручению Принца. Вдруг придворные замечают огромную крысу. Челий снимает силу с заклятья, и крыса снова становится принцессой Нинеттой. Открывается предательство Клариче, Леандра и Смеральдины. Король приказывает казнить изменников. Они пытаются спастись бегством. Им помогает Фата Моргана. Придворные и Король славят счастливых влюблённых — Принца и Принцессу.

О спектакле

Первая комическая опера Сергея Прокофьева, созданная по пьесе итальянского драматурга XVIII века Карло Гоцци, — произведение юношески непосредственное, заразительно весёлое, привлекающее свежестью и богатством музыкальных красок. Композитор написал эту оперу в первые годы пребывания за границей, но её замысел связан с театральными впечатлениями дореволюционной России. В 1914–1915 годах Всеволод Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трём апельсинам», сделав из пьесы Гоцци манифест движения за обновление сценических форм. Он и предложил сценарий будущей оперы, которая задумывалась как пародия на театральные штампы и пресловутую оперную вампуку.

Прокофьев стремился создать «весёлый спектакль», привлекающий смесью сказки, шутки и сатиры. Поэтому «Любовь к трём апельсинам» приближена к типу волшебно-фантастического ревю со стремительной сменой разнохарактерных эпизодов. «В музыке нашего времени, — утверждает композитор, — предпочитают бодрость, быстроту и натиск». И он насыщает оперу непрерывным движением и острыми ритмами, сообщающими спектаклю феерический характер.

Изобретательное остроумие молодого Прокофьева, чьи огненно-рыжие волосы и неукротимая энергия тоже вызывали у современников «апельсиновые» ассоциации, особенно близко творческому стилю французского режиссёра Алена Маратра и его команды. В спектакле Приморской сцены Мариинского театра можно обнаружить все яркие приметы этого стиля. Светлая «одежда» сцены, сообщающая пространству воздух и дополнительный объём, удивительные костюмы и головные уборы персонажей, но прежде всего — неистощимая выдумка, с которой обыгрывается каждая ситуация, любой сюжетный поворот. Как и в других постановках Маратра, здесь отсутствует главная условность театра — деление на зрителей и участников действия. Интерактивное взаимодействие артистов с публикой позволяет ей почувствовать себя частью спектакля, который дарит заряд театрального витамина С даже тем, кто не любит апельсины.

Надежда Кулыгина


«Любовь к трём апельсинам» в Мариинском. 1926

«Любовь к трём апельсинам» в Мариинском. 1991

«Любовь к трём апельсинам» в Мариинском. 2007


Мировая премьера: 30 декабря 1921 года, Auditorium, Чикаго
Премьера постановки в Мариинском театре: 14 марта 2007 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 27 февраля 2016 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)