Камерное исполнительство играло важную роль в русской музыкальной жизни XIX века. Камерные концерты постоянно устраивались в частных домах, дворянских «благородных собраниях» и учебных заведениях. Наряду с зарубежными знаменитостями в них активно участвовали и талантливые отечественные музыканты. Большой известностью пользовались музыкальные салоны графов Виельгорских: отец семейства, Юрий, играл на альте, сыновья Михаил и Матвей были блестящими исполнителями на скрипке и виолончели. В 1840-е годы начал артистическую деятельность пианист-вундеркинд Антон Рубинштейн, которого сравнивали с Листом. Русские композиторы также начинают уделять повышенное внимание камерным жанрам.
Соната для альта и фортепиано (1825–1828) Михаила Глинки — интереснейший пример раннего доитальянского периода творчества, оригинального и целиком включённого в российский контекст. Для композитора она стала своего рода лабораторией мастерства: неоднократно возвращаясь к сочинению, он создал три разные (незавершённые) версии, которые в ХХ столетии свёл в единый текст выдающийся альтист Вадим Борисовский. Соната демонстрирует работу Глинки над крупной формой и лирической песенной интонацией, — в ней можно услышать мотивы многих известных романсов композитора. Но основной интригой произведения является, безусловно, выбор альта в качестве сольного инструмента, что в то время было чрезвычайной редкостью. Здесь Глинка выступает одним из первопроходцев: почти за 10 лет до «Гарольда в Италии» Берлиоза он почувствовал, что матовый грудной тембр альта как нельзя более соответствует характеру романтической элегии и тоски по недостижимому идеалу.
К лучшим образцам русской камерно-инструментальной музыки той эпохи относится и Фортепианное трио ля минор (1820) Александра Алябьева. Сам Алябьев был превосходным пианистом с «брильянтовой» техникой, поэтому партия фортепиано занимает ведущее место в ансамбле, поразительном по изяществу и виртуозности. Как и у Глинки, трио отличается тёплой задушевной мелодикой, истоком которой становится русский романс, а финальная часть пронизана ритмами задорной русской пляски.
Выход вокального сборника Джоаккино Россини «Музыкальные вечера» (1835) стал долгожданным событием для многочисленных поклонников композитора. А для его автора, объявившего на пике славы о прекращении оперной деятельности, ознаменовал своего рода разрешение от длительного творческого поста. Сборник включает 12 номеров на тексты популярных оперных либреттистов. Они не связаны по смыслу, но объединены светлой радостной атмосферой, подчёркнуто концертным вокальным стилем и обращением к народно-бытовым жанрам: йодлю, тарантелле, баркароле, серенаде, болеро, вальсу. «Музыкальные вечера» мгновенно приобрели широкое признание, отдельные его пьесы были обработаны для различных составов исполнителей.
Надежда Кулыгина