Меццо-сопрано — голос, обладающий особыми возможностями выразительности и воздействия на слушателей. Густой бархатный тембр придаёт ему волнующий страстный характер, напряжённость звучания позволяет создавать драматические образы, широкий диапазон увлекает разнообразием колорита. И всё это ярко воплощено в богатой и разнообразной программе концерта Ирины Колодяжной.
В партии Любаши из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» певица с успехом дебютировала в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской. Это очень сложная роль и в музыкальном, и в психологическом отношении требует глубокой работы мысли и чувства. Молодая женщина, совсем юной похищенная из отчего дома, беззаветно и навсегда полюбившая своего «обидчика», узнаёт, что он увлёкся другой девушкой. Для Любаши это катастрофа всей жизни, и она пытается удержать своё счастье любой ценой. Широкие патетические интонации речитатива сменяются любовными признаниями ариозо, переходящими в рыдания.
Романс А.Г. Рубинштейна «Ночь» в полной мере воплощает томную сладострастную атмосферу любовного свидания, столь осязаемо воспетую стихотворением А.С. Пушкина.
Герои оперы Франческо Чилеа «Адриана Лекуврёр» — исторические лица, актёры и аристократы, вовлечённые в водоворот драматических событий. Ария принцессы Буйонской выражает целую бурю противоречивых чувств: пылкость эмоций, душевное смятение, терзания ревности, подозрения в измене.
Опера А.С. Даргомыжского «Каменный гость» на неизменный текст «Маленькой трагедии» А.С. Пушкина необычна своим речитативным складом. На его фоне только две песни Лауры выделяются яркой вокальной мелодией — юная прелестная актриса поёт их, чаруя горячих поклонников. Первая песня была написана за много лет до создания оперы как самостоятельный романс-серенада (вечернее признание в любви) с характерным «гитарным» аккомпанементом и увлекательной мелодией. Украшением романса служит народная танцевальная тема, записанная Глинкой в Испании, использованная им в симфонической увертюре «Арагонская хота» и подаренная затем Даргомыжскому.
Георгий Свиридов — замечательный мастер и грандиозных композиций, и вокальных миниатюр. Равно хороши его сочинения в духе народной песни и в жанре романса, продолжающего традиции русских композиторов-классиков. Свиридов отмечает эту связь подзаголовком («Подражание Даргомыжскому») романса-элегии «Портрет NN». И он, и восторженное признание «Как небеса твой взор блистает» входят в цикл Свиридова на стихи М. Лермонтова.
Самым популярным жанром в России XIX века был романс. Профессиональные певцы исполняли сложные сочинения композиторов-классиков, а в домах и квартирах всех слоёв населения сочиняли и пели порой наивные, простодушные, но удивительно искренние и трогательные романсы, близкие душе каждого человека. Эти черты сохранили любовь к старинному романсу до наших дней. Часто мы даже не знаем их авторов — они пришли к нам «из уст в уста», через голос и сердце нескольких поколений, как романс «Тихо, так тихо». Создатели русской народной песни «Под дугой колокольчик поёт» также неизвестны, но какой сверкающей жизненной энергией они её наполнили!
Зоя Гуменюк