Увертюра «Гебриды» («Фингалова пещера») стала одним из первых плодов большого путешествия Феликса Мендельсона по Шотландии, предпринятого летом 1829 года. Посетив Вальтера Скотта, композитор направился на западное побережье и 8 августа побывал на островах Айона и Стаффа. На этом последнем находится «Фингалова пещера», названная в честь отца легендарного кельтского барда Оссиана.
Мендельсон некоторое время колебался, выбирая название для нового произведения. Одно несомненно: оно бы не появилось без впечатлений от Гебридских островов и от Атлантики. Во всей увертюре едва наберется 30 тактов, в которых бег волн стихает. Все темы увертюры рождаются из текучих фигураций, рисующих морской прибой, и они пребывают в постоянном движении, меняют облик. Каким-то загадочным образом этот стихийный процесс в руках Мендельсона выливается в правильную сонатную форму.
Анна Булычёва
Феликс Мендельсон был одним из самых известных пианистов-виртуозов своего времени. Уже восьмилетним он мог с листа транспонировать в разные тональности технически сложные этюды Крамера. Мендельсон много гастролировал и нередко включал в программы свой фортепианный концерт № 1 — произведение, которое пользовалось большой любовью у публики, но не у самого автора, который пренебрежительно назвал его «наскоро набросанной вещью».
Концерт был создан в 1831 году в Риме и Мюнхене. В Италии Мендельсон сочинял концерт исключительно «в голове»; вернувшись в октябре в Мюнхен, он, наконец, взял нотную бумагу и действительно наскоро — за три дня — записал свое произведение. Оркеструя, композитор очень спешил: в первом автографе партитуры отсутствует партия солиста. Мендельсон готовился к важному концерту в мюнхенском зале «Одеон»: это был благотворительный вечер в пользу бедных, на котором присутствовал сам баварский король Людвиг I. На премьере концерта 17 октября 1831 года солировала 17-летняя пианистка Дельфина фон Шаурот, в которую молодой композитор был влюблен (ей концерт и посвящен); тем же вечером под управлением автора прозвучала также первая симфония Мендельсона. В зале собралось 1100 человек, премьера прошла, по словам Мендельсона, блестяще.
После драматичной первой части концерта лучезарное ми-мажорное Andante (вторая часть) приносит покой и умиротворение. Торжественно-сдержанную главную тему сначала пропевает хор альтов и виолончелей, а затем повторяет фортепиано. В репризе оркестр и пианист объединяются; творимый ими музыкальный пейзаж наполняется изумительными красотами. Третью часть предваряют тревожные фанфары, однако тревога напрасна: звучит жизнеутверждающий и чрезвычайно энергичный финал, плотно наполненный пианистическими трудностями вроде россыпи октав в обеих руках.
Концерт, созданный пианистом для пианистов, виртуозен и одновременно удобен: в декабре 1831 года в Париже Ференц Лист сумел сыграть незнакомый для него мендельсоновский концерт с листа, не сделав ни одной ошибки и восхитив тем самым автора. Чрезвычайно популярный в XIX веке концерт в XX веке отошел в тень других сочинений этого жанра и звучал нечасто; сегодня к нему вернулась заслуженная популярность.
Христина Стрекаловская
«Огромная симфоническая композиция в новом жанре, посредством которой я постараюсь произвести на мою аудиторию большое впечатление» – так Гектор Берлиоз (1803–1869) охарактеризовал партитуру своей «Фантастической симфонии» (1830), явившуюся ярчайшим манифестом музыкального романтизма. Автор не полагался на фантазию своих слушателей, приученных к классицистской модели симфонии – от Гайдна до Бетховена. И помимо заголовков частей «Фантастической симфонии» снабдил ее развернутой литературной программой, в которой нашли отражение автобиографические мотивы: история страстной влюбленности молодого композитора в приму английской театральной труппы, гастролировавшей в Париже — ирландку Гарриет Смитсон.
Внимательный слушатель, следуя программе, не упустит подробности сюжета этой музыкальной «новеллы», блистательно воплощенной средствами симфонического оркестра. Центральный образ симфонии, ее idée fixe – тема возлюбленной, цементирующая весь симфонический цикл. Она предстает в разных обличьях – от мечтательного абриса прекрасной любимой женщины в первых трех частях, до гротеска и карикатуры – в двух последних. «Фантастическая симфония» впервые прозвучала в Париже 5 декабря 1830 года под управлением автора.
Иосиф Райскин