Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Семён Котко


Опера в пяти действиях

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
ВПЕРВЫЕ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто Валентина Катаева и Сергея Прокофьева по повести «Я сын трудового народа» Валентина Катаева

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Режиссёр-постановщик — Юрий Александров
Художник-постановщик — Семён Пастух
Художник по костюмам — Галина Соловьёва
Художник по свету — Глеб Фильштинский
Адаптация света на Приморской сцене —  Вадим Бродский
Балетмейстер — Гали Абайдулов
Ответственный концертмейстер — Ирина Соболева
Главный хормейстер — Константин Рылов

Краткое содержание

Действие первое
Cолдат Семён Котко возвращается с фронта, но вместо родного дома видит выжженную пустошь, изрытую воронками, в которых прячутся странные, настороженные люди — это его односельчане, друзья юности, повзрослевшая сестра Фроська, её юный кавалер Миколка, постаревшая, отягощённая горестными заботами мать...
Встреча с любимой Софьей захлестывает Семёна волной нежности, теплоты. Но отец Софьи, бывший фельдфебель Ткаченко, несмотря на обещание, данное Семёну на фронте, не собирается отдавать единственную дочь за него, за голодранца. Неожиданная помощь приходит в лице коммуниста, председателя сельсовета Ременюка, матроса Царёва и его невесты Любки. Знакомство с этими тремя рождает в душе Семёна противоречивые чувства, но он готов на всё ради счастья с Софьей. Новые союзники-сваты уверены, что кулак Ткаченко не посмеет отказать представителям революционной власти.

Действие второе
Ткаченко пытается переждать безвременье. Под видом наёмного работника он прячет у себя владельца здешних земель, помещика Клембовского, за которого мечтает выдать Софью.
Однако нежеланные для него сваты уже на пороге. Праздничная церемония обручения Софьи и Семёна превращается в жуткий фарс. С бессильным ужасом смотрит Ткаченко, как в его дом врываются непрошеные гости...
Лихую «красную свадьбу» прерывает неожиданное появление немцев. Всех охватывает предчувствие грядущей беды, страх перед грозной разрушительной силой, с которой ещё придется столкнуться.

Действие третье
Среди разрухи и пепла, как призрачные видения мимолётного счастья, мелькают в тумане влюблённые пары... Среди них Семён с Софьей, Царёв с Любкой, Миколка с Фроськой: три веры, три надежды, три любви без будущего.
В зыбкую предрассветную тишину вторгается неумолимая карающая сила. Красные, немцы, белогвардейцы, гайдамаки — всё смешалось в едином кровавом месиве.
На глазах Миколы и Любки вешают отца Миколы — старика Ивасенко — и матроса Царёва, избранника Любки.
В зареве всепожирающего огня корчатся обезумевшие люди. Над страшным пепелищем восковой свечой застывает фигура потерявшей рассудок Любки...

Действие четвертое
Семён и Микола пробираются в лес, где присоединяются к партизанскому отряду. Командир отряда Ременюк потрясён зверской расправой гайдамаков над Ивасенко и Царёвым. Над телами повешенных Ременюк призывает собратьев к возмездию. Партизаны клянутся отомстить за гибель товарищей, отдать свою жизнь за счастье народа.
Семён в партизанском отряде обучает новобранцев военному искусству. Неожиданно появляется Фрося. С рыданиями рассказывает она о бесчинствах оккупантов, о том, что Ткаченко выдаёт Софью замуж за помещика Клембовского. В это время отряд получает предписание произвести разведку в тылу врага и идти на соединение с частями Красной армии. Семён и Микола отправляются в родное село, чтобы «подорвать» германский штаб.

Действие пятое
Жутко выглядит сожжённое село. Пустынно на площади: никого, кроме бандуриста и измождённой матери Семёна. В церкви горят свечи. С плачем подымается Софья на паперть: не по своей воле идёт она венчаться с Клембовским. Но Семён и Микола подоспели вовремя. Обуреваемый яростью, гневом, жаждой мести, Семён бросает гранату в церковь... Софья освобождена. Но героев схватили гайдамаки, партизаны-разведчики приговорены к расстрелу. Ткаченко предвкушает давно желанную расправу над ненавистным Котко.
В село врывается партизанский отряд и освобождает Семёна и Миколу. Народ празднует победу.

О спектакле

Поставленный накануне нового тысячелетия, «Семён Котко» режиссёра Юрия Александрова и художника Семёна Пастуха был зрелищем фантастическим. Сцена представляла собой постапокалиптический пейзаж: выжженная и вздыбленная земля с глазницами люков, пучками взорванных рельсов, огарками и обломками прежней жизни. Под стать неласковой среде выглядели и обитатели украинской деревни, куда возвращался с Гражданской войны главный герой. Зритель вслед за Семёном не мог не ощутитть себя пришельцем в том мире, где разворачивается опера, — в мире разрушенных связей, неожиданного и страшного насилия, где, тем не менее, есть место и героизму, и любви.

Не такой ли была и позиция автора, писавшего свою первую советскую оперу? Прокофьев, вернувшийся на родину, тоже был пришельцем из другого мира и тоже оказался на земле, залечивавшей раны после огромных исторических потрясений. Написав «Семёна Котко» поперёк уже сложившегося канона «хорошей» советской оперы, с народными песнями и танцами, Прокофьев сделал центром своего произведения мощную трагическую кульминацию — сцену казни, обрамив её острохарактерными диалогическими эпизодами, частью смешными и лирическими. В постановке Александрова они были проработаны с едкой живостью и детальностью, а сильные сценографические жесты действовали в согласии с мощной симфонической драматургией оперы.

В каком-то смысле это был последний «перестроечный» спектакль: казалось важным переосмыслить всё советское как антисоветское, если не в партитуре открыть, то на сцену вывести красноармейцев-освободителей отвратительным серым партактивом. Разоблачительный пафос спектакля ушёл, а его сильный образ — войны как среды человеческой жизни, страшной, непригодной, — остался.

Кира Немировская


Мировая премьера: 23 июня 1940 года, Оперный театр им. К.С. Станиславского, Москва
Премьера в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинском): 11 июня 1960 года
Премьера постановки: 8 июня 1999 года


Продолжительность спектакля: 3 часа 30 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)