Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Саломея


Одноактная опера (полусценическая версия)

Исполняется на немецком языке
(сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
«Театральное предисловие» за час до начала

ПРЕМЬЕРА

Исполнители

Саломея — Елена Стихина
Иоканаан — Евгений Никитин
Ирод — Андрей Попов
Иродиада — Ольга Савова

Начало спектакля в 20.00

Авторы и постановщики

Музыка Рихарда Штрауса
Либретто композитора по одноименной пьесе Оскара Уайльда в немецком переводе Хедвиг Лахман

Краткое содержание

Лунная ночь. Молодой стражник Нарработ влюбленным взглядом следит за Саломеей, пирующей с гостями царя Ирода. Паж Иродиады, пораженный необычной луной, предостерегает друга об опасности. Из подземелья раздается голос пророка, возвещающего о приходе Сына Божьего: «Когда Он придет, возликуют опустевшие жилища, слепые прозреют, глухие услышат».

Преследуемая жадными взорами отчима, Саломея покидает трапезу. Грозные речи Иоканаана пробуждают в ней любопытство, принцесса хочет взглянуть на пленника. Она нежно просит об этом Нарработа, и тот, не в силах устоять перед ее чарами, нарушает приказ тетрарха.

Иоканаан обличает Ирода и Иродиаду, погрязших в грехах и похоти, он призывает их покаяться. Вожделея его прикосновения и поцелуя, Саломея пытается приблизиться к пророку, но тот отвергает «дочь Содома». Пораженный увиденным Нарработ убивает себя. С проклятиями Иоканаан удаляется в свою темницу.

Гонимый кошмарными видениями, доведенный до истерики, тетрарх ищет падчерицу. Он предлагает Саломее вино и чудесные фрукты, место на пиру подле себя. Но она равнодушно отвергает его ухаживания. Вновь раздаются грозные пророчества Иоканаана. Иродиада просит выдать его иудеям, но Ирод боится отдать такой приказ, ибо считает Иоканаана святым. Назареяне свидетельствуют о чудесах Мессии, виденных ими. Тетрарх в надежде отвлечься от гнетущих мыслей уговаривает падчерицу станцевать для него и за это наслаждение обещает исполнить любое ее желание. Взяв с Ирода клятву, Саломея начинает танец семи покрывал.

Ирод в восторге, он спрашивает о награде. Саломея требует голову Иоканаана. Предчувствуя беду, Ирод пытается откупиться, но принцесса настаивает на своем. Тетрарх вынужден исполнить обещание. Саломея получает голову Иоканаана.

О спектакле

Обращение к сюжетам Священного Писания в истории музыкального театра было связано с определенными трудностями. Церковь противилась изображению библейских персонажей на сцене, и композиторы, рискнувшие взяться за такую тему, часто сталкивались с невозможностью исполнения своих сочинений. В драматическом театре ситуация была схожей. Постановку пьесы Оскара Уайльда «Саломея» на различных сценах Европы сопровождала скандальная сенсация: не успев пройти несколько раз в одной стране, она вскоре оказывалась под запретом, хотя в заглавной роли блистала сама легендарная Сара Бернар. Скандальной сенсацией стала и премьера одноимённой оперы Рихарда Штрауса, написанной на основе драмы Уайльда в немецком переводе. Шокированы были все: и публика, и артисты (первая исполнительница партии Саломеи вначале заявила, что не будет это петь, так как она порядочная женщина).

Если Уайльд шокировал декадентским изломом библейского сюжета о порочной дочери Иродиады, то Штраус поразил воображение слушателей прежде всего звуковыми подробностями ночи, когда произошло усекновение главы Иоанна Крестителя (в опере — Иоканаана). «Здесь нет благовоспитанной вежливой музыки; старайтесь, чтобы всё сверкало и гремело. Пойдите в Зоологический сад послушать гиен и тигров, чтобы понять, как надо исполнять мою „Саломею“». Возможно, в наши дни публику уже не столь шокирует эротический «Танец семи покрывал», да и штраусовские диссонансы не кажутся таковыми слушателю, знакомому с более поздними авангардными сочинениями. Однако и сегодня партитура «Саломеи» производит ошеломляющее впечатление благодаря множеству страниц прекрасной музыки, изобилующей необычными тембровыми эффектами.

Напрасно искать в опере архаику, отсылки к музыкальной культуре Древнего или Нового Востока. Рихард Штраус не увлекался фольклором и не был музыкальным археологом, поэтому Саломея — всецело «героиня своего времени» и австрийской столицы, кружащейся в безумном вихре венского вальса. Пожалуй, единственные ассоциации с Востоком может вызвать чрезмерная, если не избыточная роскошь острых и пряных красок оркестра, повышенная экспрессия вокальных партий, требующая вагнеровских голосов.

Непростая судьба «Саломеи» отмечена интересным «русским следом». В период запретов на Западе именно в послереволюционной России она смогла обрести сценическое воплощение. Премьера оперы в Мариинском театре состоялась в сезоне 1923/24, ярчайший образ Ирода создал прославленный русский тенор Иван Ершов. Спустя почти сто лет мариинская «Саломея» продолжает открывать публике талантливых исполнителей и зажигать новые звёзды.

Надежда Кулыгина


Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)