Увертюра и скерцо из музыки Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» кажутся рожденными в едином порыве вдохновения, но на самом деле их разделяет семнадцать лет. В 1826 году семнадцатилетний композитор зачитывался пьесами Шекспира в переводе немецкого поэта-романтика Людвига Тика. В результате 6 августа того же года он закончил фантастическую концертную увертюру, которая сразу стала его «визитной карточкой». Сперва ее исполнили в доме Мендельсонов, в 1827 году – в Штеттине, уже в следующем году в день летнего солнцестояния она произвела фурор в Лондоне, а вскоре ее услышали парижане. Об открывающих увертюру аккордах духовых Ференц Лист сказал, что это опускаются и вновь поднимаются веки, дабы зрение проникло в волшебный мир эльфов. Но не только эльфов: имитация ослиного рева отсылает к тому эпизоду шекспировской пьесы, когда Ник Ботом превращается в животное. 14 октября 1843 года в Потсдаме состоялась премьера шекспировского «Сна в летнюю ночь» в постановке Людвига Тика, которые теперь руководил берлинскими театрами. Естественно, что берлинский капельмейстер Феликс Мендельсон написал к ней еще двенадцать музыкальных номеров, включая один из оркестровых антрактов – Скерцо.
Анна Булычёва
Лучшим комментарием к Скрипичному концерту Феликса Мендельсона (1809–1847) может служить жизнь композитора и артиста, которого боготворивший его Шуман назвал «Моцартом XIX века».
К 15 годам Мендельсон был автором множества произведений в различных жанрах. Его учитель Карл Фридрих Цельтер «именем Моцарта, именем Гайдна, именем старика Баха» посвятил Феликса в «подмастерья». А вскоре увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826) принесла 16-летнему автору лавры бессмертия: «подмастерье» стал признанным мастером.
В 20 лет Мендельсон возродил к новой жизни «Страсти по Матфею» Баха. Благодарный ученик, он возобновил исполнение ораторий Генделя, впервые исполнил извлеченную Шуманом из небытия Большую до-мажорную симфонию Шуберта.
Почетный гражданин Лейпцига, он основал первую в Германии консерваторию… Мендельсон примирял современные искания с традициями; гармоничность миросозерцания сделала его «классиком» среди романтиков.
Скрипичный концерт ми минор (1844) Мендельсона стоит в одном ряду с гениальными концертами Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского… Музыка его исполнена романтической пылкости, впечатляет мелодической красотой и удивительной пластичностью формы. Сочинение, которое кажется родившимся в едином порыве вдохновения, подолгу обдумывалось; композитор советовался по поводу сольной партии скрипки со своим другом Фердинандом Давидом, выдающимся скрипачом, профессором Лейпцигской консерватории. Он и сыграл премьеру концерта в Лейпциге 27 марта 1845 года.
В четырех частях этой звуковой, тонко сплетенной сети
можно слышать и видеть чудеса…
Борис Асафьев
«Мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из “Шехеразады” возникла у меня к середине зимы 1887 года», — сообщает Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни». Всего за два летних месяца 1888 года композитор завершил партитуру четырехчастной сюиты для большого симфонического оркестра. «Программою, которой я руководствовался при сочинении “Шехеразады”, — продолжает Римский-Корсаков, — были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из “Тысячи и одной ночи”, разбросанные по всем четырем частям сюиты: море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ Календера-царевича, Царевич и Царевна, Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Великий музыкальный сказочник, Римский-Корсаков создал произведение, которое отличается изумительной живописностью оркестровых красок, почти осязаемой звуковой изобразительностью. Недаром партитуру «Шехеразады» необычайно высоко ценили такие музыкальные «живописцы», как Дебюсси и Равель.
Вместе с тем в «Шехеразаде» читается и глубокий философский подтекст – гимн величию природы и всепобеждающей силе человеческой любви, прославление творческого духа… Зримая выразительность, образная пластичность музыки и без программных заголовков пробуждают фантазию слушателя.
Иосиф Райскин