Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Лебединое озеро


Балет Петра Чайковского

Исполнители

Дирижёр –

Антон Торбеев

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950)

Декорации — Пётр Окунев
Kocтюмы — Галина Соловьёва
Художник по свету — Вадим Бродский

Краткое содержание

Действие I
Картина 1

Принц Зигфрид в кругу друзей празднует своё совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих. Слуги сообщают о появлении Владетельной принцессы — матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет. Поздравив Зигфрида, принцесса напоминает, что детство прошло, и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту. Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остаётся один. Томимый неясными предчувствиями, он устремляется к озеру.

Картина 2
Озеро в лесной чаще. Лебеди, выходя на берег, превращаются в девушек, и Зигфрид опускает арбалет, поражённый удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары. Зигфрид клянётся ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь. Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.

Действие II
Картина 3
Бал в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте. Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним — его дочь Одиллия. Зигфрид растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Одиллия не даёт принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечён, что клянётся ей в любви. Отныне она его невеста! Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит — нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти. Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.

Действие III
Картина 4
Ночь. Берег озера. Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его, и исповедует свою бессмертную любовь к Одетте. Но разъярённый колдун хочет отделить их друг от друга. Зигфрид борется с Ротбартом, и побеждает его.. Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца несут жизнь, любовь, счастье…

О спектакле

Предложение написать сказочный балет «Озеро лебедей» поступило Петру Ильичу Чайковскому в 1875 году. К тому моменту 35-летний композитор уже был достаточно известен, написал три симфонии и несколько опер, однако в жанре балета своих сил ещё не пробовал. Данный факт не представляется удивительным: главными в балетном мире считались в то время примы и балетмейстеры, а музыка выполняла в спектакле сугубо прикладную роль, служа фоновым аккомпанементом для танцев. Поэтому для композиторов данный жанр считался «низким», второсортным, и редко кто из видных авторов за него брался.

Будучи большим поклонником балетного искусства, Пётр Ильич не был сторонником снобизма своих коллег и с огромным рвением принялся за новый заказ. Он принял самое деятельное участие в создании либретто «Лебединого озера» (истинного автора которого так до сих пор и не могут установить исследователи). Очень серьёзно отнёсся композитор и к изучению специфики балетного танца. Друзья Чайковского с удивлением отмечали, сколь скрупулёзно он старался разобраться во всех тонкостях того или иного «па», пытаясь понять, какая музыка будет удобна танцовщикам. В 1877 году «Лебединое озеро» увидело свет на сцене Большого театра в Москве. Увы, неудачным в этой постановке оказалось практически всё: хореографию Рейзингера критики назвали «гимнастическими упражнениями», из-за нелепой ссоры вместо талантливой прима-балерины Собещанской на премьере выступала её дублёрша Карпакова, а оркестр под руководством малоопытного дирижёра Рябова и вовсе оказался бессилен перед новаторской партитурой «Лебединого». Спектакль успеха не имел, и Чайковскому оставалось надеяться лишь на то, что музыку балета оценят в будущем.

Незадолго до смерти композитора легендарный Мариус Петипа и его талантливый ученик — русский самородок Лев Иванов решили сделать новую постановку «Лебединого озера» в Петербурге. Балетмейстеры существенно переработали либретто, изменили порядок номеров, убрали нелепые крылья с костюмов танцовщиц, создав сценическое воплощение, достойное музыки Чайковского. Их постановка в Мариинском театре 1895 года стала классической основой для всех последующих интерпретаций. С приходом каждого последующего поколения хореографов, «Лебединое озеро» Петипа–Иванова пересматривается и обогащается всё новыми нюансами, являя собой пример поразительно долгой жизни на театральных подмостках. Зрители Приморской сцены могут увидеть любимый балет в одной из его канонических версий в редакции Константина Сергеева и легендарных декорациях Симона Вирсаладзе.

Наталья Рогудеева


Мировая премьера: 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в редакции К. Сергеева: 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинград
Премьера постановки на Приморской сцене Мариинского театра: 9 августа 2016 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 3 часа 10 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)