Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Князь Игорь


Опера Александра Бородина (концертное исполнение)

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Cостав исполнителей будет объявлен позднее

Авторы и постановщики

Музыка Александра Бородина
Либретто композитора по древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве»

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Ответственный концертмейстер — Алексей Тихомиров
Главный хормейстер — Лариса Швейковская

Краткое содержание

Увертюра

Пролог
1185 год. Площадь в древнерусском городе Путивле.
Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и своей боевой дружиной собирается в поход против половцев-кочевников, хищными набегами опустошающих русские земли. Народ величает Игоря, его ратников и желает им победы.
Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре видят в этом дурное предзнаменование и советуют Игорю отложить поход. Умоляет князя остаться дома и его молодая жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Он уверен в правоте своего дела — он идёт защищать Русь.
Князь прощается с женой, ласково утешает её, убеждая не беспокоиться о нём и ждать с победой. Заботу о Ярославне он поручает её брату, князю Владимиру Галицкому, которого оставляет своим наместником в Путивле.
Незаметно покидают дружину Игоря два ратника — Скула и Ерошка: они намерены перейти на службу к Галицкому.
С благословением Игорь и его дружина выступают в поход. 

Действие первое
Княжий двор Владимира Галицкого.
За бранными столами, окружённый разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — он хотел бы сослать свою сестру Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, самому сесть князем на Путивле.
Во двор вбегают взволнованные девушки. Они упрашивают Галицкого освободить их подружку, уведённую дружинниками князя в терем на потеху. Но Галицкий гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы.
Хмельной разгул достигает предела. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с расхрабрившимися бражниками поднимают народ на мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?»

Горница в тереме Ярославны. Набат.
Неспокойно на душе у княгини. Тревожные сны и мрачные предчувствия не оставляют её ни днём ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг — княжеские раздоры, смута, и даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить на Путивле. Появление девушек, которых Галицкий прогнал со двора, отвлекает Ярославну от горестных дум. Девушки ищут у княгини защиты от обидчика.
Неожиданно появляется Галицкий, который держится с сестрой вызывающе дерзко. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь и его сын в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды между тем идут на Русь. Ярославна напугана и в отчаянии от услышанного. Тревожный гул набата возвещает об опасности: к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ полны решимости отстоять свою землю.

Действие второе
Вечер в половецком стане.
Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Но все её мысли поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним.
Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюблённый в Кончаковну.
Однако князь Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира. Кончак же, наоборот, согласен выдать дочь за русского княжича.
Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощённой родине. Игорь страстно жаждет свободы. С нежностью думает он о своей жене Ярославне.
Неожиданно к князю подходит Овлур, крещёный половец. Он предлагает Игорю помощь в бегстве из плена, тот гордо отказывается, но мысль о побеге не даёт ему покоя.
Хан Кончак оказывает Игорю высокие почести, как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, с условием впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберёт дружину и пойдёт войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака.
По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака.

Городская стена в Путивле.
Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, поутру оплакивает его. Обращаясь к ветру, солнцу, Днепру, она ждёт от них ответа: где Игорь, что с ним? Плачу Ярославны вторит горестная песня поселян, скорбящих о разорённой и выжженной земле. Неожиданно княгиня замечает скачущих вдали всадников, и в одном из них узнаёт любимого супруга. Гудошники Скула и Ерошка, все эти дни хаявшие князя, теперь, чтобы спасти себя от наказания, решили схитрить: они ударили в колокол, оповещая народ о возвращении правителя. На звон набата сбегаются жители Путивля, приветствуя и славя своего князя.
Князь Игорь снова собирает дружину для защиты русских земель. С благословения патриарха Игорь и его войско отправляются в новый освободительный поход против половцев.

О спектакле

Своё самое крупное музыкальное сочинение — большую оперу на сюжет из русской истории — известный русский химик Александр Бородин писал почти восемнадцать лет. Он выкраивал время на творчество, отвлекаясь от огромного количества других, более неотложных дел: преподавания, опытов в лаборатории, публикации научных статей. Неудивительно, что опера осталась незавершённой, хотя отрывки из неё исполнялись при жизни автора — в концертах.
У Бородина был сценарный план, но не было готового либретто, подразумевавшего привычные музыкальные формы. Композитор сам адаптировал «Слово о полку Игореве», сочиняя музыкальный и поэтический текст почти одновременно. Попутно им изучались другие источники о взаимоотношениях Древней Руси и степи, о княжеских междоусобицах, о походах, битвах и сотрудничестве князя Игоря и половецких ханов. Просвещённый любитель, автор симфоний, квартетов, романсов, при создании оперы Бородин ориентировался на хорошо ему известную европейскую модель — большую французскую оперу с многочисленными хорами, драматическими сценами, развёрнутыми монологами, балетными номерами. Но, разделяя увлечения своих товарищей по кружку «Могучая кучка», стремился насытить мелодику специфически русскими интонациями и восточными мотивами.
«Князь Игорь» — опера о столкновении двух культур, о страданиях людей, вовлечённых в войну, о русской смуте, предательстве и измене, о любви и преданности. Здесь провожают близких на битву, томятся неизвестностью, оплакивают невернувшихся. Однако Бородин рисует мир не чёрно-белыми красками, противникам князя Игоря — половцам — достались не только жесткий, воинственный марш и варварские исступлённые танцы, но и томительно-пряные завораживающие напевы.
Поскольку опера осталась незаконченной, авторы спектакля должны решить, каким образом сложить пазл из имеющегося материала. В основе большинства постановок лежит редакция Римского-Корсакова и Глазунова, сделанная для Мариинского театра (1890) после смерти композитора и ставшая канонической. 

Анна Петрова


Мировая премьера: 23 октября 1890 года, Мариинский театр

Продолжительность концерта: 3 часа
Концерт идёт с одним антрактом

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)