Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Верди. Реквием


«Театральное предисловие» за час до начала концерта

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алена Диянова (сопрано)
Лаура Бустаманте (меццо-сопрано)
Медет Чотабаев (тенор)
Евгений Плеханов (бас)
Хор и Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Хормейстер — Лариса Швейковская
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Джузеппе Верди
Реквием

I. Вечный покой

Вечный покой ниспошли Ты им, Господи,
И свет им вечности да воссияет.
Тебе подобает, о Боже Сиона,
Песнь и моление в Иерусалиме.
Услышь моление Ты моё,
К Тебе всякая плоть приходит. 

Вечный покой ниспошли Ты им, Господи,
И свет им вечный да воссияет.
Господи помилуй,
Христе помилуй,
Господи помилуй. 

II. День гнева

День гнева, тот день
Повергнет мир во прах
По свидетельству Давида и Сивиллы.
О, каков будет трепет,
Когда придёт Судия,
Который всё строго рассудит!

Трубы чудесный звук разнесётся
По могилам [всех] стран,
Созывая всех к престолу.
Смерти не будет, застынет природа,
Когда восстанет тварь,
Дабы держать ответ перед Судящим. 

Будет вынесена написанная книга,
В которой содержится всё,
По ней мир будет судим.
Итак, когда Судия воссядет,
Всё сокрытое станет явным:
Ничто не избегнет наказания.

День гнева, тот день
Повергнет мир во прах
По свидетельству Давида и Сивиллы. 

Что тогда скажу я, несчастный,
Кого попрошу в защитники,
Когда даже праведник не будет
в безопасности?

Царь устрашающего величия,
Спасающий достойных спасения,
Спаси меня, Источник благости.
Вспомни, милосердный Иисусе,
Что я — причина Твоего пути:
Не губи меня в тот день.

В поисках меня Ты изнемог;
Ты искупил меня страданиями на кресте.
Да не будет жертва напрасной. 

О справедливый Судья мщения,
Даруй мне отпущение [грехов]
Перед Судным днём. 

Я воздыхаю подобно преступнику:
Вина окрашивает моё лицо.
Пощади молящего, Боже.
Ты освободил Марию
И внял разбойнику,
А мне дал надежду.
Мои мольбы недостойны,
Но Ты, добрый, яви щедрость,
Чтобы не сжёг меня вечный огонь.
Предоставь мне место среди овец,
А от козлищ меня отдели,
Поставь меня одесную.

Уличив злословных,
Предав их палящему пламени,
Призови меня с благословенными.
Молю, коленопреклоненный,
Рассыпалось сердце в прах,
Яви заботу о моём конце. 

Плачевен тот день,
Когда восстанет из праха
Для суда грешный человек,
Так пощади его, Боже!
Милосердный Господи Иисусе,
Даруй им покой! Аминь.

III. Приношение даров

Господи Иисусе Христе, Царь славы,
Избавь души всех праведников усопших
От мук преисподней и от глубокой бездны.
Избавь их от пасти льва,
Да не поглотит их Тартар,
Да не упадут они во тьму,
Но знаменосец святой Михаил
Приведёт их к свету святому,
Как когда-то Ты обещал Аврааму
и семени его.

Жертвы и моленья Тебе, Господи, во хвалах приносим;
Ты прими [их] за души тех,
Которых сегодня поминаем.
Дай им, Господи, от смерти перейти к жизни,
Как когда-то Ты обещал Аврааму
и семени его.

IV. Святой

Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф.
Небеса и земля полнятся славой Твоей.
Осанна в вышних!
Блажен грядущий во имя Господа.
Осанна в вышних!

V. Агнец Божий

Агнец Божий, несущий грехи мира,
Даруй им покой!
Агнец Божий, несущий грехи мира,
Даруй им покой вечный!

VI. Свет вечный

Свет вечный да воссияет им, Господи,
Cо святыми Твоими вовеки, ибо Ты милостив.
Покой вечный даруй им, Господи,
И свет вечный да воссияет им.

VII. Избави меня

Избави меня, Господи, от смерти вечной
В день Страшного Суда!
В то время, когда содрогнутся небо и земля,
Восстанет всякая плоть для ответа за содеянное
И с ужасом и трепетом предстанет пред Тобой,
Ожидая приговор роду человеческому.
Трепещущий, готовлюсь я и боюсь
Благоговейно грядущего суда
И грядущего гнева.
Тот день, день гнева,
День суда и милосердия,
День великий и прегорький.
Вечный покой ниспошли Ты им, Господи,
И свет им вечности да воссияет.


Продолжительность концерта: 1 час 30 минут
Концерт идёт без антракта

О концерте

«Уже есть так много, много заупокойных месс! Нет нужды добавлять к ним ещё одну», — скромно говорил 65-летний Джузеппе Верди, откладывая в сторону наброски Реквиема… с тем, чтобы вскоре вернуться к своему замыслу и в 1874 году закончить мессу. Что заставило оперного композитора взяться за текст католической службы, сменив чувственность итальянского языка строгостью латыни? Над этой историей, овеянной горячим патриотизмом Верди, реют тени его великих соотечественников — Джоаккино Россини и Алессандро Мандзони.

В 1868 году на своей вилле в предместье Парижа скончался Россини. Верди никогда не питал к нему особо тёплых чувств, но смерть музыканта глубоко взволновала его — «это была слава Италии». Вскоре он предложил самым выдающимся итальянским композиторам объединиться для написания реквиема памяти Россини. Однако благородная инициатива была подавлена обстоятельствами. 22 мая 1873 года страну постигла ещё одна утрата — скончался поэт Алессандро Мандзони, глава итальянского романтизма. Верди преклонялся перед Мандзони и приложил все силы, чтобы в годовщину смерти почтить память кумира эпохи траурной мессой.

На этот раз всё случилось так, как задумал композитор. Премьера Реквиема состоялась в соборе Сан-Марко в Милане под управлением автора и с участием лучших певцов Италии, став едва ли не единственным его исполнением под церковными сводами при жизни автора. Уже через три дня Реквием прозвучал в Ла Скала и в дальнейшем исполнялся в концертных и театральных залах.

Во второй половине XIX века уже нельзя было требовать от композиторов буквального следования канонам — произведения на литургические тексты давно «вышли» из храмов на сцену. Но даже на этом фоне Реквием Верди выделялся своей открытой человечностью и яркой театральностью. Эта свобода позволила Верди сконцентрироваться на главном — чувствах человека в роковой миг между жизнью и смертью, выразив их в безупречной музыкальной форме — так, что пламенная страсть уравновешивается моментами небесной чистоты и благородной строгости. Вопреки традиции итогом Реквиема оказывается совсем не мольба о вечном покое. В исступлённых соло финала, где со всей непосредственностью выражены ужас перед неминуемым и глубокое раскаяние, ощущается не смирение, а то вечное стремление к счастью, которое движет героями вердиевских опер, ведь в музыке Верди сила любви всегда оказывалась выше силы судьбы.

Анастасия Мурсалова

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2025
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)