«Тщетная предосторожность» — балет-загадка. Его сюжет незамысловат, а музыка (в той версии, что мы знаем сегодня) долгое время считалась «второстепенной». Однако именно он является старейшим балетом, который до сих пор сохраняется в репертуаре ведущих театров мира. Его секрет — в удивительном сочетании искренности, остроумия, мелодического обаяния и глубокой хореографической мудрости, которая говорит со зрителем на универсальном языке любви, юмора и жизнелюбия.
Балет был создан в эпоху, когда жанр постепенно отходил от условностей аристократического придворного искусства к более живым, понятным широкой публике сюжетам. Премьера состоялась 1 июля 1789 года в Бордо, всего за две недели до взятия Бастилии, что оказалось символично: старый мир рушился, а на сцене рождалось новое искусство о простых людях.
Постановщиком был Жан Доберваль, ученик великого реформатора Новерра. Доберваль воплотил идеи учителя о пантомимном балете, где чувства выражаются не через условные жесты, а через реалистичную игру. Он перенёс действие из мифологических дворцов на французскую ферму, сделав героями крестьян.
Музыку для первой постановки написал неизвестный ныне Пьер Гаво, составивший попурри из популярных у современников песенок и арий. В 1828 году знаменитый французский балетмейстер Жан Омер решил возобновить уже забытый балет Доберваля и поручил композитору Луи Герольду составить совершенно новую партитуру. Герольд блестяще справился с задачей: вместо эклектичного попурри появилась целостная, изящно оркестрованная партитура в духе комической оперы. Герольд мастерски использовал народные французские мотивы (например, популярную песенку «В жандарме уверенности нет»), галопы, вальсы, пасторальные ансамбли. Музыка не просто аккомпанирует танцу, а ведёт его, создавая атмосферу беззаботного деревенского праздника.
Несмотря на кажущуюся лёгкость, партитура Герольда обладает чертами симфонического развития. Лейтмотивы, тематические контрасты и богатая оркестровка (с использованием деревянных духовых для пасторальных сцен и медных для комических эффектов) поднимают её над уровнем рядовой балетной музыки той эпохи.
Балет «Тщетная предосторожность» перешагнул рамки жанра, став памятником европейской музыкально-театральной культуры, связующим звеном между эпохами Доберваля, Петипа и современного театра. И именно благодаря солнечной, изящной и остроумной музыке Луи Герольда эта пасторальная шутка конца XVIII века обрела свою вечную молодость и продолжает очаровывать зрителей по всему миру.
Важно отметить, что в с течением времени этот балет привлекал самых известных и выдающихся хореографов — в их числе Шарль Дидло, Мариус Петипа, Юрий Григорович и многие другие. На Приморской сцене Мариинского театра перед публикой предстанет версия Олега Виноградова.