Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Денис Мацуев. Российский национальный молодёжный симфонический оркестр


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Денис Мацуев (фортепиано)
Андрей Иванов (контрабас)
Александр Зингер (ударные)
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Дирижёр — Алексей Рубин

В ПРОГРАММЕ:
Николай Римский-Корсаков
Симфоническая сюита «Испанское каприччио», соч. 34

Сергей Прокофьев
Симфоническая сюита № 2 из балета «Ромео и Джульетта», соч. 64

Джордж Гершвин
«Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром (с джазовыми каденциями Дениса Мацуева)

О концерте

«Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова возникло из набросков концертной фантазии для скрипки с оркестром на испанские народные темы. Первоначальный замысел композитора разросся и вышел далеко за рамки фантазии или сюиты, основанной на фольклорных мотивах. Перед нами блистательный концерт для оркестра — один из первых образцов этого жанра в русской музыке. В пяти частях «Каприччио» предстала поющая и танцующая Испания (подлинные народные темы Римский-Корсаков заимствовал из «Собрания народных песен и танцев» Хосе Инсенги).
Благодаря многоцветной и в то же время прозрачной оркестровке, красочности и богатству колорита (в группу ударных инструментов введены кастаньеты), партитура «Испанского каприччио» представляет собой настоящую энциклопедию оркестрового мастерства.
Первое исполнение «Испанского каприччио» состоялось в Петербурге 5 декабря 1887 года под управлением автора.
Иосиф Райскин

В наши дни кажется удивительным, с каким трудом балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева пробивался на сцену. По заказу Мариинского театра (тогда — Ленинградского театра им. Кирова) партитура была готова в 1936 году, но спектакль не давали по ряду причин: сказалась и сложность сценического воплощения трагедии Шекспира, и «нетанцевальность» музыки, пугающей балетную труппу, и попавший в опалу либреттист...
И Прокофьев, как бывало уже не раз, оформил музыку для театра в самостоятельное сочинение. Балет-симфония распался на самостоятельные музыкальные картины, объединённые в циклы. Публике особенно полюбилась оркестровая сюита № 2, включающая разнохарактерные танцы (в том числе знаменитый «Танец рыцарей»), портреты юной Джульетты и Патера Лоренцо, а также наиболее проникновенные сцены балета — «Ромео и Джульетта перед разлукой» и «Ромео у гроба Джульетты».
Олег Марьяш

Творческая деятельность Джорджа Гершвина, сына выходцев из России, пришлась на «век джаза» — так назвал эпоху 1920–30-х годов в США писатель Фитцджеральд. Гершвин восхищался джазовой культурой, считая её единственной истинно народной музыкой Америки.
Интерес к синтезу джаза и классики привёл Гершвина к сотрудничеству со знаменитым бэнд-лидером Полом Уайтменом. «Джазовый король» Уайтмен получил классическое образование по классу скрипки, и, подобно Гершвину, стремился сделать джаз высоким искусством. Услышав музыку Гершвина, Уайтмен понял, что нашёл «своего» композитора и заказал концертное сочинение для джазового оркестра с солирующим роялем. В роли пианиста должен был выступить сам автор. Так появился на свет оригинальный фортепианный концерт с подзаголовком «Рапсодия в стиле блюз». Его первое исполнение, анонсированное прессой как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, привлекло ряд известных музыкантов (включая Рахманинова). Вскоре «Рапсодия в стиле блюз» стала визитной карточкой Гершвина и джаз-бэнда Уайтмена, ещё при жизни композитора появилось несколько её редакций для различных оркестровых составов.
Надежда Кулыгина

Об исполнителях

«Российский национальный молодёжный симфонический оркестр – Симфоническая академия» — уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодёжный проект в области отечественной оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония.

В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

В составе оркестра — более 120 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объём учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлечённости. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, сотрудничество с лучшими дирижёрами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов. Таким образом артисты РНМСО приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства и получают мощный творческий стимул для реализации в профессии.

Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижёрами, под руководством которых музыканты готовят концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Александра Сладковского, Юрия Симонова, Александра Ведерникова, Жан-Кристофа Спинози, Кристиана Ярви, Томаса Зандерлинга, Антонелло Манакорды, Валентина Урюпина, Александра Анисимова, Максима Емельянычева, при участии прославленных солистов, среди которых Денис Мацуев, Александр Канторов, Николай Луганский, Вадим Руденко, Александр Романовский, Филипп Копачевский, Вадим Репин. Летом 2021 года оркестр дебютировал на крупнейших европейских сценах — в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.

В сентябре 2023 года коллективу исполнилось 5 лет. Сегодня РНМСО — неотъемлемая часть концертной жизни страны: за пять сезонов оркестр провел более 220 концертов, выступив в 33 городах в разных уголках страны, — от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлёвского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv.

Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России. Оркестр участвует в спецпроектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах принимают участие молодые дирижёры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев.

В сезоне 2023/24 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Солист Денис Мацуев», «Диалоги с Брамсом», а также «Другое пространство. Continuo», где представляет российские премьеры крупных сочинений Бернда Алоиса Циммермана и Оливье Мессиана. Концерты оркестра проходят при участии дирижёров Александра Лазарева, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Николая Луганского, Сергея Давыдченко, Константина Емельянова, Вадима Репина, Даниила Когана, Дмитрия Маслеева, Николая Диденко, Натальи Мурадымовой и многих других.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2025
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)