Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Иоланта


Опера Петра Чайковского

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
ПРЕМЬЕРА

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Иоланта — Алена Диянова
Водемон — Мингиян Оджаев
Роберт — Алексей Репин
Король Рене — Сергей Плешивцев
Эбн-Хакиа — Сергей Крылов

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Модеста Чайковского по драме Хенрика Херца «Дочь короля Рене»

Режиссёр-постановщик — Анна Шишкина
Художник-постановщик, художник по костюмам — Пётр Окунев
Художник по свету — Вадим Бродский
Художник по видео — Вадим Дуленко
Ассистент по сценическому движению — Алёна Уманец
Ответственный концертмейстер — Марина Репина
Главный хормейстер — Лариса Швейковская

Краткое содержание

Дочь короля Рене Иоланта слепа. Но девушка не подозревает о своей слепоте: по приказу Рене при ней запрещено упоминать о зрении и свете. Отец, подруги, старая кормилица — все приветливы, ласковы с Иолантой. Короля не оставляет мысль об исцелении дочери, но приводит в смущение то, что для этого нужно, чтобы Иоланта узнала о своей слепоте и захотела прозреть. В тихом приюте Иоланты появляются рыцари Готфрид Водемон и его друг Роберт. Роберт равнодушен к Иоланте, с которой был помолвлен в детстве, Водемон же без памяти влюбляется в девушку. Оставшись с Иолантой наедине, Водемон просит у неё на память красную розу. Девушка протягивает ему белую, и тогда Водемон, догадавшись о её слепоте, рассказывает ей о том, чего она лишена, — о красоте мира, о свете. Но слова Водемона не пробуждают в Иоланте желания видеть. В отчаянии король Рене угрожает Водемону смертной казнью в случае неблагоприятного исхода лечения дочери. Опасение за жизнь человека, ставшего ей близким, побуждает Иоланту дать согласие на операцию, которая вернёт ей зрение. Тем временем Роберт признаётся королю, что любит другую и поэтому не может взять в жёны его дочь.
Узнав о том, что Иоланта обрела зрение, король освобождает Роберта от тяготившей его клятвы и даёт согласие на брак дочери с Водемоном. На свадьбе все присутствующие поют благодарственный гимн во славу Божию.

О спектакле

Последняя опера Чайковского, «Иоланта» впервые увидела свет рампы за год до смерти композитора, в 1892-м. Задумывалась она как часть смешанного представления, которое делила с двухактным балетом «Щелкунчик». Музыкальное родство обеих партитур несомненно, но сегодня «Иоланта» и «Щелкунчик» чаще существуют на театральных подмостках порознь.
Очарование и популярность сольных номеров, малая форма и сказочный сюжет со счастливым концом сделали «Иоланту» удобным материалом для выпускных работ консерваторцев и привлекательным репертуарным названием для отечественной публики. Однако за фасадом благообразной сказки можно разглядеть символистскую драму. Герои много рассуждают, но внешнего действия почти нет, в их речах угадываются скрытые смыслы, в центре истории — героиня, лишённая зрения, которой, «чтобы знать красу вселенной», не нужен свет.
Пьеса датского поэта Хенрика Херца «Дочь короля Рене» (1845) русской публике была знакома в переводе Владимира Зотова. Она отвечала высказанному в последние годы желанию Петра Ильича написать оперу на «сюжет не от мира сего». Композитор находил поэтичными и саму историю, и либретто, сделанное его братом Модестом. Должно быть, Чайковского пленяла героиня, которая не считает себя несчастной, потому что её согревает вера, и которая готова пожертвовать собой ради любви. Музыкальная драматургия строится как движение от мрака к свету: от беспокойного наваждения интродукции к гимну света и хвалебной молитве в финале. 
Лейла Аббасова


Мировая премьера: 6 декабря 1892 года, Мариинский театр
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 5 апреля 2024 года, Владивосток


Продолжительность спектакля: 1 час 45 минут
Спектакль идёт без антракта

Возрастная категория 12+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)