Свой единственный Концерт для скрипки с оркестром Пётр Чайковский написал в 1878 году уже будучи знаменитым композитором, автором Первого фортепианного концерта, четырёх симфоний и опер (в том числе оперы «Евгений Онегин»). Скрипичный концерт в чём-то повторил судьбу Первого фортепианного. Сейчас трудно себе представить, что сочинение такой силы, выразительности и красоты не сразу нашло своего адресата и исполнителя. Сначала Чайковский решил написать Концерт для своего друга и ученика Иосифа Котека, затем из-за возникших разногласий предпочёл ему знаменитого скрипача и педагога Леопольда Ауэра. Однако, увидев, что последний отложил его сочинение в «долгий ящик», посвятил своё детище скрипачу Адольфу Бродскому, который стал первым исполнителем Концерта в России и за рубежом и выдержал немалое сопротивление оркестрантов до исполнения и резко отрицательные отзывы критики после него.
Полтора века назад главную сложность для исполнителя представляла чрезвычайная виртуозность Концерта. В наше время основная проблема заключается, скорее, в интерпретации, потому что предложить новое прочтение столь знаменитого и часто исполняемого произведения задача весьма и весьма непростая.
Светлана Никитина
Камерно-ансамблевый жанр в наследии Сергея Рахманинова представлен лишь несколькими сочинениями, из которых в репертуаре закрепились два фортепианных трио, относящихся к раннему периоду творчества композитора, и соната для виолончели и фортепиано.
Время создания сонаты приходится на период подъёма в творчестве Рахманинова после завершившегося кризиса. В хронологии его сочинений она соседствует со Вторым фортепианным концертом. Между двумя сочинениями, первые исполнения которых разделяет всего месяц, легко угадывается общность интонаций; с концертом сонату роднит и отношение композитора к партии фортепиано, по-концертному развёрнутой и виртуозной, порой выходящей на первый план. Неслучайно в автографе и прижизненных изданиях последовательность инструментов указана именно как «для фортепиано и виолончели», а не в привычном обратном порядке.
В сонате четыре части: напряжённое и динамичное Allegro moderato с медленным вступлением; тревожное скерцо-тарантелла; Andante, которое пианист Константин Игумнов считал одной из вершин рахманиновской лирики; наконец — светлый и праздничный финал, тихое завершение которого сменяется ликующей кодой с возвращением основной темы первой части в мажоре.
Соната посвящена первому её исполнителю — выдающемуся виолончелисту Анатолию Брандукову, другу Петра Ильича Чайковского (последний посвятил ему Pezzo capriccioso).
Владимир Хавров
Романс Александра Александровича Алябьева «Соловей» был написан композитором в годы разлуки с любимыми и близкими людьми. Это выразительная композиция в духе русской народной песни.
На первом же исполнении в 1901 году рахманиновский концерт для фортепиано с оркестром № 2 покорил публику. Необычное вступление — мощные гулкие аккорды фортепиано, рисующие набатные удары колокола, возвестили о появлении редкого и самобытного произведения, «гениальной поэме о Родине», — как напишут о нём позже. Около трёх лет до этого композитор пребывал в тяжёлой депрессии, отказывался сочинять музыку. Однако кризисный период стал временем накопления колоссальной созидательной энергии и послужил неким толчком для пересмотра былых творческих установок. Во Втором концерте Рахманинов предстаёт зрелым мастером с фресковой манерой письма, проникшим в глубинную сущность исконных национальных форм музыки: колокольный звон, суровый знаменный распев, широкая протяжная крестьянская песня стали опорой его творчества на многие годы. Всё это есть в до-минорном концерте, который наряду с Первым фортепианным Чайковского стал не только абсолютным лидером по частоте исполнений, но и одним из символов отечественного музыкального искусства.
Наталья Рогудеева
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был одним из любимых сочинений Сергея Прокофьева. Композитор впервые сыграл его в конце летнего сезона 1913 года в Павловске (дирижировал Александр Асланов). Премьера ознаменовалась «роскошным» скандалом: Прокофьева заклеймили как кубиста и футуриста. И он немедленно сделал «кубофутуристский» и чудовищно трудный для пианиста концерт своей визитной карточкой: играл его в Лондоне Дягилеву при первом знакомстве, в 1915 году выбрал для официального дебюта за границей, в Риме. Когда Прокофьев эмигрировал, партитура осталась на родине (и до сих пор не найдена). В 1923 году композитор восстановил её и вскоре издал концерт.
Сейчас трудно понять, что могло отпугнуть слушателей в завораживающей первой части. Неужели огромная, медленно восходящая к кульминации каденция солиста, которая так сложна, что записана на трёх строчках (как бы для трёх рук)? Вторая часть, скерцо — одна из лучших пьес в жанре «вечного движения». В партии фортепиано нет ни одной паузы! Начало третьей части, интермеццо, заслуживает название футуристского, однако солист вступает с изящной фантастической темой. А бурное, необузданное начало финала мудро уравновешено спокойным средним разделом в характере колыбельной.
Анна Булычева