Самое успешное музыкальное сочинение XX века, «Болеро» Мориса Равеля исполняется на нашей планете каждые пятнадцать минут. Учитывая продолжительность симфонической пьесы, можно сказать, что в разных видах — от концерта до рекламы и саундтрека — она звучит в мире практически непрерывно уже более девяноста лет. Монотонная, повторяющаяся мелодия завораживает, и потому «Болеро» часто называют сеансом музыкального гипноза.
Придумывая свой спектакль, южноафриканский хореограф Грегори Макома черпал вдохновение из двух источников. Гипнотическую магию обеспечило «Болеро», в котором постановщик, ко всему прочему, услышал аналогию ритуальным траурным ритмам своей родины. Другим источником стало творчество знаменитого южноафриканского писателя Закеса Мда. Первая часть названия постановки и главный персонаж — профессиональный плакальщик Толоки — заимствованы из его романа «Сион». Но вместо того, чтобы рассказывать историю, Макома создаёт танцевальный реквием. Вселенная жадности и несправедливости превратила всех нас в профессиональных скорбящих. Но именно в скорби, считает постановщик, у людей больше вероятности объединиться.
Неустанное оркестровое крещендо французского композитора было перестроено в южноафриканском стиле исикатамия, форме песни а капелла. Сочетание заимствований из западной и южноафриканской культуры придаёт повествованию универсальное, общечеловеческое звучание.
«Мы проходим через невообразимые трагедии, мы живем во времена, которые я мог бы охарактеризовать как «пост- человеческую эпоху». Больше, чем когда-либо нам нужно танцевать, чтобы напомнить миру, что человечество все еще существует...».
Грегори Макома
Грегори Макома — лидер современного танца Южной Африки. Его труппа, Театр танца «Вуяни», недавно отметила своё 20-летие.