Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Денис Мацуев. Российский национальный молодёжный оркестр


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист — Денис Мацуев (фортепиано)
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Дирижёр — Алексей Рубин

В ПРОГРАММЕ:
Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30
«Симфонические танцы», соч. 45

О концерте

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 был создан Сергеем Васильевичем Рахманиновым в 1909 году в благоприятнейший период жизни, когда все творческие сомнения остались позади, и композитор смело воплощал свои замыслы, сочиняя один шедевр за другим. Тема в духе старинных песнопений, открывающая Третий концерт, стала гениальной находкой Рахманинова: нечто исконно русское и архаичное слышится в этом одноголосном напеве, как будто сказитель-рапсод начинает неторопливое повествование. «Я хотел „спеть“ мелодию на фортепиано, как её поют певцы, — и найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение“ оркестровое сопровождение» — говорил о ней композитор.

Помимо дивной красоты мелодий, в Третьем концерте потрясает поистине грандиозный размах и монументальность богатейшей партии солиста. Рахманинов предельно насытил фортепианную строчку, наполнив кульминации «многоэтажными» аккордовыми наслоениями, от интенсивности и мощи звучания которых перехватывает дыхание. Блестяще сыграть Третий концерт — всегда вызов для пианиста, как бы виртуозно он ни был оснащён. Это сочинение требует не только высочайшего технического мастерства, но и сильного духа, способного выдержать напряжение от самой первой ноты до заключительного ликующего гимна, прославляющего победу прошедшего все испытания.

Наталья Рогудеева

«Симфонические танцы» (1940) — последнее крупное сочинение Рахманинова, написанное им в эмиграции в Америке, спустя четыре года после Третьей симфонии. Изначально произведение носило несколько иное название — «Фантастические танцы», а три части его были названы соответственно: «Полдень», «Сумерки, «Полночь». В окончательной версии Рахманинов изменил заглавие и отказался от каких-либо программных подзаголовков.

О том, что «Симфонические танцы» — последняя исповедь композитора, говорит очень многое. Рахманинов как будто оглядывается назад, подводя итог собственного творческого пути. Так, в конце первой части (под колокольчики) проходит тема первой части ошельмованной на премьере Первой симфонии, на которую композитор после этого наложил исполнительский запрет. В третьей части — тема Dies irae («День гнева», средневековый католический хорал о Страшном суде), кочующая у Рахманинова из произведения в произведение, как Idee fix, и достигающая здесь своего апогея. А в самом конце, у альтов с малым барабаном, кульминация — слегка видоизменённая тема «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» из «Благословен еси, Господи», 9-го номера Всенощного бдения, написанного Рахманиновым ещё в 1915 году.

Из названия следует, что сочинение могло бы иметь балетную версию. В самом деле, Рахманинов переписывался с хореографом Михаилом Фокиным, обсуждая возможность создания сценической версии своего последнего опуса. Однако смерть Фокина в 1942 году помешала осуществлению этого замысла.

Об исполнителях

Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (РНМСО) создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора выступает Московская филармония.

По итогам I Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра в состав РНМСО вошли сто музыкантов в возрасте до тридцати лет из двадцати восьми городов России; сейчас в коллективе — сто семнадцать исполнителей из сорока двух регионов.

Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Сладковского, Жан-Кристофа Спинози, Кристьяна Ярви, Томаса Зандерлинга, Шарля Дютуа, Пинхаса Цукермана, Филиппа Херревеге, Юрия Симонова, Антонелло Манакорды, Пааво Ярви, Максима Емельянычева, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Василия Петренко и др. Вместе с коллективом играли такие исполнители, как Вадим Репин, Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев, Сергей Догадин, Александр Канторов, Константин Емельянов, Филипп Копачевский, Мао Фудзита, Кеннет Броберг, Борис Березовский, Максим Венгеров, Барри Дуглас, Николай Луганский, Ларс Фогт, Максим Рысанов.

За первые три сезона РНМСО провел сто девятнадцать концертов более чем в двадцати российских городах: от Улан-Удэ до Пскова, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга. Летом 2021 года оркестр дебютировал в европейских залах, выступив в венском Музикферайне и на фестивале в Люцерне. Коллектив играл в Московской филармонии, Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлёвского дворца, Мариинском театре, на Красной площади, участвовал в фестивалях «Звёзды белых ночей», «Звёзды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима» и Транссибирском арт-фестивале.

Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал во многих университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде, Череповце). Оркестр участвует в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан», «Язык музыки», «Другое пространство», «Вещь в себе». В просветительских концертах принимают участие молодые дирижёры Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, музыковед Ярослав Тимофеев.

РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия. С музыкантами работают наставники из Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, французского Ensemble Matheus, амстердамского Королевского оркестра Консертгебау, Филармонического оркестра Оперы Цюриха, Национального оркестра Капитолия Тулузы, Бостонского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио, Иерусалимского квартета, университетов Бостона, Штутгарта, Граца, Лугано и Брюсселя.

Репертуар РНМСО отличается разнообразием, вниманием не только к классическим произведениям старых мастеров, но и к современной музыке. Коллектив исполняет симфонии Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Локшина, сочинения Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Бернда Алоиса Циммермана, Штауда, Видмана и Джона Кулиджа Адамса, а также крупнейших композиторов эпохи барокко. В сезоне 2019/20 стартовали циклы камерных концертов солистов оркестра: «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодёжкой”». Кроме того, коллектив осуществляет программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. В ноябре 2020 года РНМСО выступил на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство».

Ежегодно коллектив проводит Всероссийский конкурс артистов симфонического оркестра, который собирает в Москве лучших молодых инструменталистов. Лауреаты конкурса получают приглашение стать штатными артистами или стажёрами РНМСО.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)