Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Очарованный странник


Опера Родиона Щедрина

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
К 90-летию композитора

Исполнители

Дирижёр –

Павел Смелков

Иван Северьянович Флягин, Рассказчик — Олег Сычёв
Засеченный монах, Князь, Магнетизер, Старик в лесу, Рассказчик — Артем Мелихов
Цыганка Груша, Рассказчица — Екатерина Сергеева

Авторы и постановщики

Музыка Родиона Щедрина
Либретто композитора по повести Николая Лескова «Очарованный странник»

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев
Режиссёр-постановщик — Алексей Степанюк
Художник-постановщик — Александр Орлов
Художник по костюмам — Ирина Чередникова
Художник по свету — Евгений Ганзбург
Ответственный концертмейстер — Леонид Золотарев
Главный хормейстер — Константин Рылов
Хореограф — Дмитрий Корнеев

Краткое содержание

Действие первое
Иван Северьянович Флягин, послушник Валаамского монастыря, вспоминает о своей жизни. В отрочестве он однажды «смеха ради» ударом кнута нечаянно убил монаха. Монах явился ему в видении, укоряя за то, что Иван лишил его жизни, не дав покаяться. Он же рассказал Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и дал «знамение»: будет Флягин много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придёт ему настоящая «погибель», и отправится он во исполнение материнского «обещания» в монастырь, на Валаам-остров. Хоть и не поверил Иван Северьянович, а сбылось пророчество монаха. Странствуя, попал Иван в плен к татарам и прожил с ними в самых Рынь-песках десять лет. Бежал от татар, повстречал пастухов на пути из плена, а возвратившись в родные места, поступил на службу к Князю, который оценил его умение хорошо разбираться в лошадях. Однако после трёх лет усердной службы начали Ивана Северьяновича одолевать запои. В одном из трактиров Флягин познакомился со спившимся барином, который обладал даром гипноза. В ту же ночь в другом трактире Иван Северьяныч растратил все деньги, оставленные ему Князем, на прекрасную певунью — цыганку Грушеньку.

Действие второе
Когда Князь потребовал от Ивана Северьяновича пять тысяч рублей, что были доверены ему, Флягин, повинившись, рассказал о прекрасной цыганке. Влюбившись в Грушу, Князь отдал табору огромный выкуп — полсотни тысяч рублей золотом — и забрал её к себе в дом. Но Князь — человек переменчивый, и Груша ему быстро наскучила. Во время поездки в город Иван Северьянович узнал, что его хозяин собирается жениться на богатой дворянке, а вернувшись домой, он не застал цыганку: Князь тайно отвёз её в лес, на болото. Однако Груша сбежала из заточения, встретилась с Флягиным и, взяв с него страшную клятву, попросила убить её, поскольку иначе она сама убьёт неверного Князя и его молодую невесту. Иван Северьянович, исполняя Грушину просьбу, скинул её с крутизны в реку. В видениях Флягин слышит голоса убиенных им монаха и цыганки Груши.

О спектакле

Родион Щедрин не раз повторял, что «для оперы температура ощущений должна быть много выше нормальной, не 36,6, а все 39,5 или даже 40,0!». Такую лихорадочность повествования о страшных событиях, смесь отстранённости с исповедальностью, он нашёл в повести Лескова «Очарованный странник». История монастырского послушника, «бывшего конэсёра» (знатока лошадей) Ивана Северьяновича Флягина читается у Лескова и как житие, и как былина, и как авантюрный роман. Глубокая вера и искренность сострадания соединяются у Флягина с жестокостью, добросовестность и исполнительность — с беспечностью и бесшабашностью. Жанр «Странника» Щедрин определил как «оперу для концертной сцены», придав опере-притче схожесть с ораторией. Три солиста, как в пассионах Баха, и рассказывают о себе, и играют роли. В музыке слышны знаменный распев в прологе и эпилоге, и колокольные перезвоны в кульминациях, и пастушьи наигрыши, которые композитор помнит с детства, и стилизации деревенских плачей, которые Щедрин мог слышать в фольклорных экспедициях, и цыганский романс. «Щедрин избегает традиционных оперных ходов, — отмечал критик Михаил Фихтенгольц. — Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блокфлейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных. Ещё изумило в “Страннике” бесчисленное множество оттенков тишины — истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз».


Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co. (Майнц)

Мировая премьера: 19 декабря 2002 года, Эвери-Фишер-холл, Нью-Йорк (концертное исполнение)
Российская премьера: 10 июля 2007 года, Концертный зал Мариинского театра (концертное исполнение)
Премьера постановки: 26 июля 2008 года, Концертный зал Мариинского театра

Продолжительность спектакля: 1 час 35 минут
Спектакль идёт без антракта


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Щедрин в Мариинском»

Возрастная категория 16+

2 декабря 2022
3 декабря 2022
9 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
16 декабря 2022
Очарованный странник
17 декабря 2022
23 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
© 2016 – 2022
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)