Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Вечер камерной музыки «Три Эдуарда»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алина Михайлик (сопрано)
Елизавета Сенаторова (сопрано)
Валерия Самойлова (меццо-сопрано)
Илья Астафуров (тенор)
Алексей Костюк (тенор)
Дмитрий Неласов (баритон)
Георгий Кремнев (бас)
Татьяна Кузнецова (скрипка)
Елена Струкова (скрипка)
Елизавета Кульман (скрипка)
Андрей Волков (скрипка)
Яна Цизман (скрипка)
Наталья Кирилина (альт)
Владимир Флетчер (альт)
Елена Логинова (виолончель)
Ольга Сельскова (виолончель)
Евгений Быстров (контрабас)
Тереза Чарыева (арфа)
Андрей Анненков (фортепиано)
Елена Котельникова (фортепиано)
Иван Кулиговский (фортепиано)

В ПРОГРАММЕ:
Эдуард Элгар
Соната для скрипки и фортепиано ми минор, соч. 82
Струнный квартет ми минор, соч. 83
«Привет любви» для скрипки и фортепиано, соч. 12
Вокальный цикл «Морские картины» для контральто и фортепиано, соч. 37
«Приди, тихая ночь» (сл. К. Бингэма), IEE 111

Эдвард Григ
«Люблю тебя» (сл. Г. Андерсена), соч. 5 № 3
«Лебедь» (сл. Г. Ибсена), соч. 25 № 2
«Сон» (сл. Ф. Боденштедта), соч. 48 № 6
«Избушка» (сл. Г. Андерсена), соч. 18 № 7
«Заход солнца» (сл. А. Мунка), соч. 9 № 3
«В вечерний час» (сл. Л. Уланда), соч. 48 № 3
«Весна» (сл. О. Винье), соч. 33 № 2

Эдуард Направник
Колыбельная песня Адели из оперы «Гарольд»
Романс Дубровского из оперы «Дубровский»
«Венеция ночью» (сл. А. Фета) из цикла «Шесть сольных квартетов для двух теноров и двух басов», соч. 77 № 3
«Меланхолия» для струнного ансамбля, соч. 48 № 3

Ведущая: Елизавета Сущенко

О концерте

Программа вечера камерной музыки «Три Эдуарда» посвящена композиторам-тёзкам, творившим во второй половине XIX века в разных европейских странах.

Сэр Эдуард Уильям Элгар (1857–1934) — самый знаменитый композитор-романтик Англии. В его музыке часто находили отражение события личной жизни, любовь к природе, а также скрипке — одному из главных инструментов в творческом наследии Элгара. Его первое опубликованное сочинение, скрипичная пьеса «Привет любви» (Salut d'Amour), соч. 12 (1888) — обручальный подарок Эллис Кэролайн Робертс, будущей Леди Элгар, ставшей доброй музой композитора. В 1917 году супружеская пара переехала в загородный дом в тихой деревушке западного Сассекса, и именно там появились самые значительные камерные произведения Элгара: скрипичная соната и струнный квартет. Когда соната ми минор, соч. 82, была близка к завершению, композитор предложил посвятить её другу семьи, Мари Джошуа, но она неожиданно умерла. Потрясённый Элгар специально включил трогательный медленный эпизод в конце сонаты как дань её памяти. По словам родных и друзей композитора, музыка струнного квартета ми минор, соч. 83, была вдохновлена красотой местных лесов, по тропинкам которых композитор любил прогуливаться в перерывах между работой.

Вокальный цикл «Морские картины», соч. 37 (1897-99) для контральто и оркестра (фортепиано), состоит из пяти песен на стихи разных авторов. Их настроение варьируется от спокойной колыбельной (№ 1) до неистового ликования (№ 3). Примечательно, что мелодия из первой песни возвращается в остальных частях цикла.

К жанру песни самый известный норвежский композитор, Эдвард Григ (1843–1907), обращался на протяжении всей жизни, и сочинил их более 140 (чему, безусловно, поспособствовала также жена композитора Нина, профессиональная певица, с успехом исполнявшая его вокальные сочинения). В основном он писал песни на стихи скандинавских поэтов — Ибсена, Андерсена, Винье, Мунка, и в своей музыке также создавал яркий национальный колорит. В концерте прозвучат одни из самых известных григовских песен: «Лебедь», «Избушка», «Люблю тебя» и другие.

Имя обрусевшего чеха Эдуарда Францевича Направника (1839–1916) чаще всего вспоминается в связи с его деятельностью как музыкального руководителя Мариинского театра: в течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра. Под его управлением состоялись важные премьеры опер Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Композиторское же наследие Напрвника в наши дни практически забыто, хотя его романтическая опера «Дубровский» (1894) была популярным названием в оперной афише рубежа веков, а опера «Нижегородцы» держалась в репертуаре Императорских театров десять лет, — уникальное достижение для русских авторов того времени. Направник сочинял также симфонии, концерты и камерную музыку, которую высоко ценил Чайковский и рекомендовал к публикации в издательстве Юргенсона. Зрители концерта на Приморской сцене смогут услышать чудесную «Меланхолию» Направника, соч. 48 № 3, вышедшую в 1888 году в двух версиях (для фортепиано и струнного оркестра), и его вокальную музыку: оперные арии, а также квартет для четырёх мужских голосов a capella (без инструментального сопровождения).

Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)