Музыкальная литература XIX столетия немало внимания уделяла зимней теме в творчестве Петра Чайковского. Это и пьесы «Январь» («У камелька», с эпиграфом А. Пушкина), «Февраль» («Масленица»), «Декабрь» («Святки») из фортепианного цикла «Времена года», и рождественско-новогодний балет «Щелкунчик» со знаменитым «Вальсом снежинок», и множество прекрасных страниц в операх композитора. Одной из первых оркестровых работ Чайковского стала созданная им в возрасте 26 лет романтическая симфония-путешествие «Зимние грёзы». Первые три части симфонии — лирические картины зимней природы, причём две из них имеют авторские подзаголовки, отражающие личные впечатления композитора («Грёзы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). И хотя Чайковский не использует фольклорный материал, интонации музыки настолько родные, что появляющиеся в финале подлинные мелодии русских песен воспринимаются как естественное продолжение симфонического развития. В этой партитуре композитор сумел изобретательно передать оркестровыми средствами различные приметы русского зимнего пейзажа: шорох позёмки под полозьями саней и позвякивание бубенцов, звон хрустальных сосулек и мерцание новогодних огней.
Георгий Свиридов — классик отечественной музыки ХХ столетия, которому были особенно близки пушкинские образы зимы. Шесть романсов на стихи великого поэта явились первым серьёзным выступлением 19-летнего композитора в области музыкального сочинения. Цикл вошёл в репертуар ведущих певцов того времени и, по словам самого Свиридова, переменил его жизнь. В центре этого вокального приношения Пушкину — романсы «Зимняя дорога», «К няне» и «Зимний вечер», посвящённые самому красивому времени года. Музыкальные иллюстрации Свиридова к кинофильму по пушкинской повести «Метель» также относятся к числу наиболее известных произведений композитора. Он вдохновился идеей представить не парадную, столичную Россию с заснеженными дворцами и закованными в гранит набережными, а ту уютную, патриархальную атмосферу старинных дворянских усадеб и имений, которые являлись истинным хранилищем русских традиций и духа нации. Главный образ сюиты, ставший её обрамлением, — удалая тройка, летящая по бескрайним просторам сквозь зимнюю мглу.
Надежда Кулыгина