Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Огненный ангел

Опера в пяти действиях (концертное исполнение)

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
ПРЕМЬЕРА

Исполнители

Рупрехт — Евгений Никитин
Рената — Елена Стихина
Гадалка — Анна Кикнадзе
Агриппа Неттесгеймский — Андрей Попов
Иоганн Фауст — Илья Банник
Мефистофель — Андрей Попов
Инквизитор — Михаил Петренко


Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто композитора по одноимённому роману В.Я. Брюсова

Ответственный концертмейстер — Марина Мишук
Концертмейстер — Оксана Клевцова

Краткое содержание

Действие происходит в начале XVI века в Кёльне и близ него.

Действие первое
Рыцарь Рупрехт, вернувшийся в Европу из Америки, останавливается в одном из немецких селений в убогой гостинице. Из соседней комнаты слышатся крики женщины, терзаемой видениями. Рупрехт приходит к ней на помощь, и она, неожиданно назвав рыцаря по имени, рассказывает ему свою историю. Ее зовут Ренатой, в детстве ей стал являться огненный ангел по имени Мадиэль, и она полюбила его всем сердцем. Повзрослев, Рената пожелала соединиться с ним и телесно — тогда Мадиэль разгневался и исчез, а затем встретился ей в облике графа Генриха. Граф увёз девушку в свой замок, они были счастливы, но однажды Генрих уехал без предупреждения и не вернулся. Покинутая Рената много дней разыскивает возлюбленного, по ночам её преследуют злые духи. Хозяйка гостиницы рассказывает Рупрехту, что её странная постоялица слывёт ведьмой; затем она приводит гадалку, которая обещает Ренате ужасный исход событий.

Действие второе
Рупрехт следует за Ренатой в поисках графа: он влюблён в Ренату и клянётся верно служить ей, но она погружена в изучение демонологических трактатов и думает лишь о том, как вернуть Генриха — Мадиэля. В комнате, где они остановились теперь, раздаются таинственные стуки — с их помощью духи сообщают, что Генрих сейчас войдёт в дом, однако никто не приходит. Книготорговец Якоб Глок устраивает визит Рупрехта к знаменитому ученому Агриппе из Неттесгейма, у которого рыцарь пытается выведать тайны магии.

Действие третье
Рената перед домом графа Генриха тщетно умоляет впустить её. Рупрехт возвращается от Агриппы. Рената требует, чтобы рыцарь вызвал на дуэль оскорбившего её графа и убил его. Увидев на балконе Генриха, героиня вновь принимает его за огненного ангела. Во время дуэли Рупрехт, которому Рената в последний момент запретила нападать на Генриха, получает тяжелое ранение. В бреду ему чудится смех краснокожих, с которыми он сражался в Америке.

Действие четвертое

Едва состояние Рупрехта улучшается, Рената объявляет ему, что их связь более длиться не может и она собирается затвориться в монастыре. Рупрехт идёт в таверну запить горе вином и встречает доктора Фауста и его приятеля Мефистофеля, странствующих по Европе, которые приглашают рыцаря присоединиться к путешествию.

Действие пятое
В монастырь прибывает инквизитор, чтобы изгнать демонов: с тех пор как здесь появилась сестра Рената, монахинь одолевают злые духи. Во время обряда экзорцизма начинается вакханалия: одни сестры называют Ренату святой, другие едва не разрывают на части инквизитора, объявляя его приспешником ада. Мефистофель приводит Рупрехта в монастырь и показывает ему, что случилось с Ренатой. Инквизитор приговаривает её к сожжению на костре.

О спектакле

«Огненный ангел» (1919–1927) обозначил резкий поворот в оперных исканиях Прокофьева. После озорной комедии «Любовь к трём апельсинам» композитора неожиданно увлёк готический сюжет романа Валерия Брюсова о трагической любви земной женщины к чудесному ангелу. Содержание этой книги, в которой средневековая мистика и реальные истории о сожжении ведьм переплелись с глубоко личными автобиографическими мотивами, раскрывается в её заключении: «Переступить священную грань, отделяющую наш мир от тёмной области, где витают духи и демоны». Чтобы проникнуться атмосферой романа, Прокофьев отправился в Германию (место действия «Огненного ангела») и даже посетил знаменитые религиозные представления, играемые в Обераммергау с XVII века.

Обращаясь к вечным философским темам любви, жизни и смерти, проблеме происхождения мирового зла и его взаимодействия с добром, борьбе святости и греховности в душе человека, композитор не стремится к однозначным выводам. Положительное и отрицательное, реальное и ирреальное в «Огненном ангеле» часто не разделяются, а сосуществуют и переходят друг в друга. Экстатическая любовь центральной героини Ренаты к Мадиэлю делает её безучастной к окружающим людям, заставляя отправить на смерть верного Рупрехта. В то время как вполне земное чувство рыцаря к Ренате, начавшись физическим влечением, трансформируется в жертвенное служение даме и приводит к духовному преображению. Оба героя проходят свой крестный путь готической тоски по недостижимому идеалу, где страсть есть синоним страдания. Другие персонажи — это «лики судьбы» Ренаты и в то же время — посредники с потусторонним миром. Все они наделены яркими характеристиками и появляются обычно во второй, кульминационной фазе каждого акта: Гадалка (I д.), Глок, Агриппа (II д.), Генрих (III д.), Фауст и Мефистофель (IV д.), Инквизитор (V д.).

Следуя духу, но не букве средневековья, Прокофьев отказался от стилизации музыки под старину. Пластически рельефная вокальная речь раскрывает многообразие и сложность эмоциональной жизни героев. Однако могучая стихия страстей кипит прежде всего в оркестре, которому принадлежит ведущая роль в музыкальной драматургии «Огненного ангела». Одержимость «идеей фикс» сближает Ренату с героинями экспрессионистских опер Рихарда Штрауса — Электрой и Саломеей. Мистические экстазы Ренаты и связанные с ними видения приводят к использованию грандиозных по силе воздействия средств выражения. По сути, Прокофьев создаёт новую оркестровую акустику, превосходящую всё существовавшее ранее и достигающую предельных границ звучности. Важнейшая функция оркестра — выявление сферы подсознания с помощью многозначных символов-лейтмотивов. Эти лейтмотивы становятся персонажами симфонического действия, вместе со сценическим образующим два самостоятельных, хотя и пересекающихся, смысловых ряда. В чисто оркестровых эпизодах развитие переходит на метафизический уровень.

О том, насколько ценил оперу сам Прокофьев, свидетельствуют не только годы работы над ней, но и факт создания на основе её музыки симфонии, после того как различные попытки поставить «Огненного ангела» обернулись неудачей. Нелёгкая театральная судьба произведения во многом связана с трудностями представления религиозно-мистического содержания на сцене. В полном объёме партитура Прокофьева впервые прозвучала лишь в 1991 году в Мариинском театре под руководством маэстро Гергиева.

Надежда Кулыгина


Мировая премьера:
24 ноября 1954 года — Театр Елисейских Полей, Париж (концертное исполнение, на французском языке)
15 сентября 1955 года — театр Ла Фениче, Венеция (на итальянском языке, перевод Марио Нордио)

Продолжительность концерта: 2 часа 35 минут
Концерт идёт с одним антрактом

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2021
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)