Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Бетховен – 250


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Татьяна Кузнецова (скрипка)
Ирина Ничепоренко (скрипка)
Елизавета Маркович (скрипка)
Пётр Булатов (гобой)

Марк Марьясов (кларнет)
Дмитрий Солтан (фагот)
Егор Присяжнюк (валторна)
Полина Леванина (фортепиано)
Ольга Русакова (фортепиано)
Дмитрий Волобуев (фортепиано)
Иван Кулиговский (фортепиано)

В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Соната для скрипки и фортепиано № 1 ре мажор, соч. 12 № 1
Соната для скрипки и фортепиано № 3 ми-бемоль мажор, соч. 12 № 3
Соната для скрипки и фортепиано № 4 ля минор, соч. 23
Квинтет для фортепиано и духовых ми-бемоль мажор, соч. 16

Ведущая — Елизавета Сущенко

О концерте

Сочинять скрипичные сонаты Людвиг ван Бетховен начал в Вене в 1797–1798 годах. Сам композитор с детства владел игрой на скрипке, хоть и не так виртуозно, как на фортепиано. Первые три скрипичные сонаты, соч. 12, были опубликованы в 1799 году и посвящены Антонио Сальери, у которого Бетховен брал уроки. Однако так как биографы не знают конкретное время их занятий, посвящение могло быть как благодарностью, так и произойти ещё до их знакомства и служить для привлечения внимания маститого мэтра к молодому амбициозному Бетховену.

Сонаты № 1 ре мажор и № 3 ми-бемоль мажор являются образцом ранней манеры письма композитора. В них безусловно чувствуется влияние Моцарта и Гайдна. Но проступает и смелый бетховенский нрав, его самостоятельный взгляд на трактовку этого жанра. «Сверстницами» этих сонат были серьёзные опусы: знаменитая «Патетическая» соната и Первая симфония. Сначала критика недружелюбно приняла скрипичные сонаты, упрекая Бетховена в излишней учёности музыки, отсутствии певучести и нагромождении трудностей. Но через какое-то время смогла оценить изобретательность и «серьёзный, мужественный стиль, выдержанный характер каждой партии». Особого внимания заслуживает Adagio из Третьей сонаты, которое считают одним из самых красивых у молодого Бетховена.

Соната № 4 ля минор, соч. 23 (1801) открыла новый этап в скрипичном творчестве композитора. В ней господствует взволнованно-тревожное чувство, исследователи связывают это с драматическими событиями в жизни автора, у которого серьёзно ухудшался слух. В целом её фактура аскетична и, несмотря на интенсивность развития, все три части заканчиваются на pianissimo (очень тихо).

В первые годы жизни в Вене Бетховен довольно много сочинял для духовых инструментов. Квинтет для фортепиано и духовых ми-бемоль мажор, соч. 16, был вдохновлён аналогичным сочинением Моцарта 1784 года (KV 452). Бетховен услышал его в Праге весной 1796 года во время гастрольного тура и летом того же года создал свой музыкальный ответ шедевру классика.

Впервые квинтет был исполнен 6 апреля 1797 года в венском концерте, организованном во дворце принца Йозефа Иоганна фон Шварценберга, которому Бетховен и посвятил сочинение в знак признательности. Несколькими годами позже композитор с минимальными изменениями аранжировал квинтет для фортепиано и трио струнных. Обе версии были опубликованы вместе под одним опусом в 1801 году.

Квинтеты Моцарта и Бетховена имеют много схожего: одинаковую тональность, нетривиальный состав (гобой, кларнет, валторна, фагот и фортепиано), единую модель в композиционном построении. И при этом бетховенское сочинение кардинально отличается: его музыка полна резких контрастов и яростной риторики, чередующейся с напыщенным пафосом и печальной лирикой. В этом произведении уже чётко проглядывается Бетховен своего «героического» периода. Различается и соотношение сил в ансамбле. Если Моцарт тонко переплетал фортепиано и партии духовых, то Бетховен их противопоставляет так, что порой его квинтет звучит как камерный концерт для фортепиано.

Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)