Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Вечер немецкого квартета


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Татьяна Кузнецова (скрипка)
Елизавета Маркович (скрипка)

Яна Цизман (скрипка)
Елизавета Кульман (скрипка)
Мирослава Нимиря (альт)

Наталья Кирилина (альт)
Елизавета Сущенко (виолончель)

Елена Логинова (виолончель)
Зийнел Заитов (виолончель)
Александр Пияльцев (флейта)
Григорий Баранов (гитара)

В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет № 1 фа мажор, соч. 18 № 1
Струнный квартет № 4 до минор, соч. 18 № 4

Феликс Мендельсон
Пьесы для струнного квартета, соч. 81

Франц Шуберт 
Квартет для флейты, гитары, альта и виолончели соль мажор, D. 96

Ведущая — Елизавета Сущенко

О концерте

В течение жизни Людвиг ван Бетховен написал 16 струнных квартетов, достигнув в поздних опусах новых высот в этом жанре. В первых квартетных опытах, созданных на пороге 30-летия, можно увидеть влияние его учителя Йозефа Гайдна и поздних творений Моцарта.

Первый квартетный цикл, соч. 18, включающий согласно тогдашней моде шесть квартетов, Бетховен сочинял в 1798–1800 годах. В них он и продолжает дело великих предшественников, и полемизирует с ними. Примечательно, что композитор изначально писал квартеты с расчётом на исполнение профессионалами, а не музыкантами-любителями. Для этого у Бетховена был на примете блистательный ансамбль — квартет под руководством скрипача Игнаца Шуппанцига, который с большой симпатией относился к творчеству композитора. Поэтому изначально музыка квартетов была истинно концертной, а не бытовой.

Квартет № 1 фа мажор, открывающий цикл, по хронологии написан не первым, но наиболее ярко демонстрирует бетховенский стиль этого времени. В целом это сочинение соответствует представлению о квартете как об инструментальном изображении беседы четырёх умных людей. Разве что выделяется медленная часть. Сохранился рассказ, как однажды Бетховен сыграл её на рояле скрипачу Карлу Аменде и спросил друга, какие ассоциации у него возникли. «Мне представляется картина расставания двух влюбленных», — сказал Аменда. «Верно! — ответил композитор. — Я думал здесь о сцене в гробнице из „Ромео и Джульетты“». Позже в эскизах квартета исследователи обнаружили также словесные ремарки, прямо связывающие эту часть с шекспировским сюжетом.

Последний из написанных, Квартет № 4 до минор, является одним из самых популярных. Драматизм первой части композитор разряжает необычным для жанра квартета экспериментом. Вместо медленной лирической части он пишет неторопливое галантное скерцо с полифонической игрой, а продолжает энергичным менуэтом. В финале «цыганский» припев чередуется с более лирическими эпизодами вплоть до захватывающей коды-послесловия, в которой Бетховен растворяет драму в юморе.

Пьесы для струнного квартета (соч. 81) Феликс Мендельсон создал в последние годы жизни, между 1843 и 1847 годами. Этот цикл из четырёх коротких пьес был опубликован вскоре после смерти композитора.  Часто его исполняют как цельное произведение, обозначая Седьмым струнным квартетом. В концерте прозвучат избранные пьесы: стремительное скерцо (№ 2) и каприччио (№ 3), в котором настроение меланхолии сменяется напряжённым развитием.

Рукопись квартета соль мажор обнаружена в 1918 году на чердаке старинного дома. Ноты были датированы 1814 годом и написаны почерком 18-летнего Франца Шуберта. Поэтому долгое время его авторство приписывали австрийскому гению. Лишь спустя много лет выяснилось, что изначально произведение было написано чешским композитором и гитаристом Венцелем Томасом Матейке (1773–1830), носило название «Ноктюрн» и предназначалось для трио флейты, альта и гитары. Шуберт не вносил фундаментальных изменений в композицию, но сочинил раздел в менуэте и добавил партию виолончели, чтобы произведение можно было сыграть в составе квартета, при участии виолончелиста-любителя графа Иоганна Карла Эстерхази.

Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)