В течение жизни Людвиг ван Бетховен написал 16 струнных квартетов, достигнув в поздних опусах новых высот в этом жанре. В первых квартетных опытах, созданных на пороге 30-летия, можно увидеть влияние его учителя Йозефа Гайдна и поздних творений Моцарта.
Первый квартетный цикл, соч. 18, включающий согласно тогдашней моде шесть квартетов, Бетховен сочинял в 1798–1800 годах. В них он и продолжает дело великих предшественников, и полемизирует с ними. Примечательно, что композитор изначально писал квартеты с расчётом на исполнение профессионалами, а не музыкантами-любителями. Для этого у Бетховена был на примете блистательный ансамбль — квартет под руководством скрипача Игнаца Шуппанцига, который с большой симпатией относился к творчеству композитора. Поэтому изначально музыка квартетов была истинно концертной, а не бытовой.
Квартет № 1 фа мажор, открывающий цикл, по хронологии написан не первым, но наиболее ярко демонстрирует бетховенский стиль этого времени. В целом это сочинение соответствует представлению о квартете как об инструментальном изображении беседы четырёх умных людей. Разве что выделяется медленная часть. Сохранился рассказ, как однажды Бетховен сыграл её на рояле скрипачу Карлу Аменде и спросил друга, какие ассоциации у него возникли. «Мне представляется картина расставания двух влюбленных», — сказал Аменда. «Верно! — ответил композитор. — Я думал здесь о сцене в гробнице из „Ромео и Джульетты“». Позже в эскизах квартета исследователи обнаружили также словесные ремарки, прямо связывающие эту часть с шекспировским сюжетом.
Последний из написанных, Квартет № 4 до минор, является одним из самых популярных. Драматизм первой части композитор разряжает необычным для жанра квартета экспериментом. Вместо медленной лирической части он пишет неторопливое галантное скерцо с полифонической игрой, а продолжает энергичным менуэтом. В финале «цыганский» припев чередуется с более лирическими эпизодами вплоть до захватывающей коды-послесловия, в которой Бетховен растворяет драму в юморе.
Пьесы для струнного квартета (соч. 81) Феликс Мендельсон создал в последние годы жизни, между 1843 и 1847 годами. Этот цикл из четырёх коротких пьес был опубликован вскоре после смерти композитора. Часто его исполняют как цельное произведение, обозначая Седьмым струнным квартетом. В концерте прозвучат избранные пьесы: стремительное скерцо (№ 2) и каприччио (№ 3), в котором настроение меланхолии сменяется напряжённым развитием.
Рукопись квартета соль мажор обнаружена в 1918 году на чердаке старинного дома. Ноты были датированы 1814 годом и написаны почерком 18-летнего Франца Шуберта. Поэтому долгое время его авторство приписывали австрийскому гению. Лишь спустя много лет выяснилось, что изначально произведение было написано чешским композитором и гитаристом Венцелем Томасом Матейке (1773–1830), носило название «Ноктюрн» и предназначалось для трио флейты, альта и гитары. Шуберт не вносил фундаментальных изменений в композицию, но сочинил раздел в менуэте и добавил партию виолончели, чтобы произведение можно было сыграть в составе квартета, при участии виолончелиста-любителя графа Иоганна Карла Эстерхази.
Наталья Рогудеева