Два переплетённых любовных треугольника, ревность, измена, месть, побег, колдун, яд, два убийства, одно помешательство и ужасная гроза под занавес: в «Чародейке» есть полный комплект самых проверенных средств романтической оперы XIX века. «Чародейка» написана великим композитором, находившимся на пике творческой формы, и популярным драматургом, впервые попробовавшим себя в качестве либреттиста. Это обстоятельство определило облик оперы, чья музыка гениальна от увертюры до финала, а драматургия по своим достоинствам не всегда ей соответствует. Люди, их чувства, их отношения выписаны тонко, глубоко и живо; ситуации же, в которые они попадают, зрителю, особенно – современному, нередко кажутся чересчур мелодраматичными. Эта черта «Чародейки» повлияла на её не слишком счастливую сценическую судьбу. Несмотря на то, что в музыкальном плане она ни в чём не уступает ни «Евгению Онегину», который был написан почти десятилетием раньше, ни «Пиковой даме», созданной три года спустя, услышать её на оперной сцене можно нечасто. Нынешнее исполнение «Чародейки» в Мариинском театре — первое после десятилетнего перерыва.
«Чародейка» — любимое детище Чайковского, ей он отдал два года напряжённой работы (1885–1887) в живописной усадьбе Майданово, где композитор снимал господский дом. Корреспонденция и дневник Чайковского документируют этапы этой работы, которая то приводила в полный восторг, то доводила до нервного истощения. У композитора не было готового либретто: Ипполит Шпажинский присылал его частями, и Чайковский в письмах выражал ему свои пожелания. 20 октября 1887 года состоялась премьера в Мариинском театре; четырьмя первыми представлениями дирижировал автор. Пели выдающиеся певцы мариинской сцены, среди которых — Иван Мельников (Князь), Мария Славина (Княгиня), Фёдор Стравинский (Мамыров). Успеха опера не имела и выдержала только 12 представлений. Чайковский переживал неудачу очень тяжело; в письме к Надежде фон Мекк он писал: «Я непоколебимо убеждён, что “Чародейка” — лучшая моя опера, а между тем её скоро сдадут в архив».
Место «Чародейки» действительно не в архиве, а на современной театральной сцене. Любовь и свобода — две её главные темы — относятся к категории вечных. «Чародейка» — почти трактат о разных видах любви. Любовь Кумы к Княжичу — преображающая, безоглядная, всеохватывающая любовь независимой молодой женщины. Любовь Княжича к Куме — первая пылкая любовь юноши, в этой любви отделившегося от родителей вплоть до отречения. Любовь Князя к Куме — почти животная, мучительная, удушливая страсть немолодого жестокого человека, привыкшего к насилию. Супружеская любовь Князя и Княгини растоптана обоими: его похотливостью, её мстительной ревностью. Материнская любовь Княгини к Княжичу переворачивает ей душу, и в «бешеной аристократке» (Чайковский) мы в последний момент успеваем увидеть мать, рыдающую о погибшем ребёнке.
Тема любви почти всегда связана с темой свободы. Символом свободы в «Чародейке» становится русский пейзаж, необъятная ширь-простор, куда, как поёт Кума, хочется улететь вольной птицей. Тоска о свободе пронизывает всю оперу. К Куме на постоялый двор, стоящий на слиянии Волги и Оки, приходят именно за вольным воздухом — в прямом и переносном смысле. Любовь Кумы и Княжича может жить только в условиях полной свободы — и от сословного уклада, и от самоуправства родителей, — потому и бегут они, беря великую реку себе в помощники. Наоборот, несвобода приводит к насилию, которое Князь совершает в рабстве у своей «любви», а Княгиня и Мамыров — в рабстве у своей «чести».
«Слушатель-зритель выйдет из театра потрясённый, но примирённый и удовлетворённый», — написал Чайковский Шпажинскому об их совместном творении. «Чародейка» обещает это и сегодняшнему зрителю.
Христина Стрекаловская