Композитор Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. В 1955 году окончил Московскую консерваторию по классам композиции и фортепиано. Создал произведения в различных жанрах: балеты «Конёк-Горбунок» (1956), «Кармен-сюита» (1968), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1979)», «Дама с собачкой» (1985); оперы «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (1976), «Лолита» (1994), «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006); концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963), «Поэтория» (1968), концерты для фортепиано с оркестром, 24 прелюдии и фуги и другие произведения. Творческие заслуги Родиона Щедрина были отмечены многочисленными почётными званиями: член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), народный артист СССР (1981), почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982), почётный член Международного музыкального совета (1985), член Берлинской академии искусств (1989), почётный профессор Московской и Петербургской консерваторий, «Композитор года» Питтсбургского симфонического оркестра (2002); и премиями: Государственная премия СССР (1972), Ленинская премия (1984), Государственная премия России (1992), премия им. Д.Д. Шостаковича (1992), «Хрустальный приз» Всемирного экономического форума в Давосе (1995). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002).
ОЧАРОВАННЫЙ РУССКОЙ ДУШОЙ...
«Если „русская душа“ взаправду и существует, то никто лучше Лескова не может ответить на сей сакраментальный вопрос», — сказал Родион Щедрин в одном из интервью после премьеры своей оперы «Очарованный странник» по одноимённой повести Н.С. Лескова. Четвёртая по счету опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» была написана по заказу Нью-Йоркского симфонического оркестра в 2002 году и впервые исполнена под руководством художественного руководителя оркестра, дирижёра Лорина Маазеля 19 декабря 2002 года на юбилейном вечере композитора в концертном зале Avery Fisher Hall.
Родион Щедрин не раз повторял, что «для оперы температура ощущений должна быть много выше нормальной, не 36,6, а 39,5, а то и все 40!», и его всегда привлекали сюжеты, где в русле глобальных философских проблем проносятся бурные потоки человеческих страстей. «Лесков — один из самых моих любимых писателей в русской литературе», — признавался композитор. Острый и меткий на метафоры язык Николая Лескова оказался сродни выпуклому, интонационно заострённому, выразительному музыкальному языку Родиона Щедрина. В 1988 году композитор пишет русскую литургию по повести Лескова «Запечатлённый ангел». Повесть «Очарованный странник» привлекла Щедрина «мощью и выпуклостью характеров, многокрасочностью и драматизмом сюжета, возможностью обращения к незатронутым ещё в классической музыке пластам древней русской музыкальной культуры».
История монастырского послушника, «бывшего конэсера», то есть «знатока лошадей», Ивана Северьяновича Флягина, фигуры крайне неоднозначной, может рассматриваться и как своего рода Житие, и как былина, и даже как авантюрный роман (подзаголовок повести в первом издании «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» напоминает заглавия произведений этого жанра). Удивительная натура Ивана Северьяновича крайне противоречива: глубокая вера и искренность сострадания соединяются в нём с изощрённой жестокостью, добросовестность и исполнительность — с беспечностью и бесшабашностью. Наделённый многочисленными талантами, в своей жизни он руководствуется исключительно собственным наитием, умея приспособиться к любой жизненной ситуации, посылаемой ему судьбой. Мир проносится перед Иваном, как череда пёстрых картин, на которые он взирает с отстранённостью.
Тот широкий спектр жизненных состояний и ситуаций, в которые попадает главный герой, убедительно отображается в партитуре Щедрина. В музыке оперы одновременно сосуществуют различные музыкальные жанры и формы: это и стилизация русского знаменного распева (одноголосная стихира «Бог Господь и явися нам» звучит в Прологе и Эпилоге, обрамляя действие оперы); и колокольные перезвоны в кульминационных моментах; и пастушьи наигрыши, которые композитор помнит с детства; и стилизация старинных деревенских плачей, которые Щедрин мог слышать в фольклорных экспедициях; и наконец, цыганский романс «Ах не вечерняя заря, ты ль моя», который любил ещё Лев Толстой. Всё это складывается в пёструю и искрящуюся музыкальную картину, создаваемую солистами, хором и симфоническим оркестром с особой ролью ударных и русских народных инструментов, таких как балалайка, гусли, пила.
Жанр «Очарованного странника» Родион Щедрин определил как «оперу для концертной сцены», придав тем самым этому произведению схожесть с ораторией. Ораториальное начало выражается и в самом изложении сюжета: солисты одновременно являются и рассказчиками, и главными действующими лицами, огромную роль играет хор. По словам автора: «Эта опера в чём-то, может быть, схожа с пассионами Баха. Главные персонажи так же, как, например, в «Страстях по Матфею» Баха, рассказывают сами о себе и одновременно играют другие роли». Однако, кроме Баха, могут возникнуть и другие ассоциации, в частности, с оперой «Царь Эдип» Игоря Стравинского, где трагический сюжет также оказывается облечённым в жёсткие конструктивные формы. Изначально заданный театральный аскетизм «Очарованного странника» компенсируется музыкальной динамикой. Щедрин — высокий музыкант-профессионал, умеющий держать зрительское и слушательское внимание исключительно музыкальными средствами. Известный писатель Соломон Волков воспринял оперу Щедрина «Очарованный странник» как «актуальный взгляд на фундаментальные свойства русского характера». Он писал: «Получилась опера-притча, опера-легенда, серьёзная и глубокая попытка разобраться в так называемой тайне русской души. И конечно, опера должна дождаться своей российской премьеры».
Российская премьера «Очарованного странника» заставила ждать себя 4,5 года, и знаменательно, что прошла она в Санкт-Петербурге, городе, который, по словам Родиона Щедрина, — «место святое», от которого «пришло в мир очень многое, и не только в музыке». Как сказал композитор на одной из пресс-конференций: «Я чувствую себя петербуржцем, хотя родился в Москве и там закончил консерваторию. Наверное, это передалось от бабушки — она училась в Смольном институте. Или от моего педагога композитора Юрия Шапорина — он был дружен с Блоком...»
Георгий Ковалевский
Пятый концерт ми бемоль мажор, соч. 73 (1809) — самое грандиозное создание Бетховена в этом жанре (его не случайно называют «Большим», «Императорским»). По масштабам и размаху художественной концепции он близок к таким великим симфониям Бетховена, как Третья, Пятая, Седьмая… Французская революция, наполеоновская эпоха породили особый тип «военных» симфоний и концертов. Насколько же среди них выделяется Пятый концерт Бетховена! Не внешними приметами времени, а самим воздухом героической эпохи, напоенным гимническими интонациями, маршевыми ритмами, пронизанным напряженностью борьбы, душевным подъемом. Лучезарный ми бемоль мажор последнего концерта Мастера перекидывает арку к первому опыту юного гения — Концерту ми-бемоль мажор (1784), сыгранному четырнадцатилетним Бетховеном перед боннским курфюрстом.
Иосиф Райскин