Камерную афишу нового сезона Приморской сцены открывает вечер из произведений двух гениев, творчество которых находится на разных полюсах музыкального романтизма — берёт начало в опусах австрийца Франца Шуберта (1797–1828) и представляет одно из поздних преломлений в музыке Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943).
В концерте прозвучат последние вокальные циклы композиторов. Среди песен на стихи Рельштаба из сборника «Лебединая песнь», составленного и выпущенного уже после смерти Шуберта, наибольшую известность снискали драматичный «Приют» и одухотворённая «Серенада», ставшая своего рода «эмблемой творчества» композитора. В Шести романсах соч. 38 Рахманинов впервые обратился к стихотворениям своих современников — ярчайшим поэтам Серебряного века, стремившимся к обновлению образов, форм и выразительных средств русского языка. Подчиняясь особенностям текстов, Рахманинов усложняет стиль своих миниатюр: вокальная строчка становится особенно изысканной и приближается к декламационности, а роль развитой и насыщенной фортепианной партии чрезвычайно возрастает.
Изюминкой вечера станет исполнение необычных произведений для голоса, например, предпоследней песни Шуберта «Пастух на скале», в состав исполнителей которой включён кларнет, изображающий отзвуки горного эха. На создание вокального шедевра без слов Сергея Рахманинова вдохновило творчество великой русской певицы Антонины Неждановой. Сначала она удивилась тому, что в произведении нет текста. «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше», — отвечал ей композитор. Так появился знаменитый «Вокализ» — одно из самых популярных произведений Рахманинова, которое можно часто услышать в переложениях для различных инструментов или оркестра.
Вокальная природа дарования Шуберта чувствуется и в его инструментальных произведениях, в частности во многих фортепианных сонатах композитора. Одно из его оригинальных сочинений в этом жанре — соната ля минор, в которой нередки моменты «зависания», «божественных длиннот», уносящих в мир призрачных грёз. Четыре развёрнутых картины проносятся перед слушателями во Второй сюите для двух фортепиано Рахманинова — торжественное маршевое шествие, кружащийся полётный вальс, лиричный романс и стремительная вихревая тарантелла завершат этот концерт.
Наталья Рогудеева