Владивосток, Приморская сцена, Малый зал

Шуберт. Рахманинов


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Всеволод Марилов
Алина Михайлик
Айгуль Хисматуллина
Гузель Шарипова
Дмитрий Лупачёв (кларнет)
Аглая Зинченко (фортепиано)
Андрей Анненков (фортепиано)

В ПРОГРАММЕ:

I отделение

Франц Шуберт (1797–1828)
5 песен на слова Людвига Рельштаба из цикла «Лебединая песнь», D 957 (1828)
Der Hirt auf dem Felsen («Пастух на скале») на слова Вильгельма Мюллера и Хельмины фон Шези для сопрано, кларнета и фортепиано, Op. posth. 129, D 965 (1828)
Соната для фортепиано № 14 ля минор, Op. posth. 143, D 784 (1823)

II отделение

Сергей Рахманинов (1873–1943)
6 стихотворений для голоса с фортепиано, соч. 38 (1916)
Вокализ, соч. 34 № 14 (1912, 2-я ред. – 1915)
Сюита для двух фортепиано № 2, соч. 17 (1900-01)

Ведущая концерта — Аглая Зинченко

О концерте

Камерную афишу нового сезона Приморской сцены открывает вечер из произведений двух гениев, творчество которых находится на разных полюсах музыкального романтизма — берёт начало в опусах австрийца Франца Шуберта (1797–1828) и представляет одно из поздних преломлений в музыке Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943).

В концерте прозвучат последние вокальные циклы композиторов. Среди песен на стихи Рельштаба из сборника «Лебединая песнь», составленного и выпущенного уже после смерти Шуберта, наибольшую известность снискали драматичный «Приют» и одухотворённая «Серенада», ставшая своего рода «эмблемой творчества» композитора. В Шести романсах соч. 38 Рахманинов впервые обратился к стихотворениям своих современников — ярчайшим поэтам Серебряного века, стремившимся к обновлению образов, форм и выразительных средств русского языка. Подчиняясь особенностям текстов, Рахманинов усложняет стиль своих миниатюр: вокальная строчка становится особенно изысканной и приближается к декламационности, а роль развитой и насыщенной фортепианной партии чрезвычайно возрастает.

Изюминкой вечера станет исполнение необычных произведений для голоса, например, предпоследней песни Шуберта «Пастух на скале», в состав исполнителей которой включён кларнет, изображающий отзвуки горного эха. На создание вокального шедевра без слов Сергея Рахманинова вдохновило творчество великой русской певицы Антонины Неждановой. Сначала она удивилась тому, что в произведении нет текста. «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше», — отвечал ей композитор. Так появился знаменитый «Вокализ» — одно из самых популярных произведений Рахманинова, которое можно часто услышать в переложениях для различных инструментов или оркестра.

Вокальная природа дарования Шуберта чувствуется и в его инструментальных произведениях, в частности во многих фортепианных сонатах композитора. Одно из его оригинальных сочинений в этом жанре — соната ля минор, в которой нередки моменты «зависания», «божественных длиннот», уносящих в мир призрачных грёз. Четыре развёрнутых картины проносятся перед слушателями во Второй сюите для двух фортепиано Рахманинова — торжественное маршевое шествие, кружащийся полётный вальс, лиричный романс и стремительная вихревая тарантелла завершат этот концерт.

Наталья Рогудеева

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)