«Сопрано Альбина Шагимуратова — это явление, которое надо услышать, чтобы в него поверить», — резюмировал свои впечатления о певице обозреватель Opera News. Победа на международном конкурсе имени Чайковского в 2007 году, когда жюри единогласно присудило артистке 1-ю премию и золотую медаль, открыла ей путь к ведущим сценам мира. Вскоре после этого состоялся европейский дебют Альбины Шагимуратовой в родном городе Моцарта — на фестивале в австрийском Зальцбурге.
Труднейшую партию Царицы ночи, о коварных пассажах которой ходят легенды, певица исполнила блистательно, покорив взыскательную публику филигранной техникой исполнения, большим артистическим темпераментом и тембром голоса невероятной красоты — насыщенным и в тоже время лёгким и полётным, сердечно тёплым и сияюще звонким колоратурным сопрано. С тех пор героини опер Моцарта стали одними из главных в карьере артистки, и свою сольную программу на Приморской сцене Альбина Шагимуратова открывает арией из редко звучащего раннего моцартовского опуса.
Колоратурное сопрано — редкий тип голоса, которому доступны самые высокие ноты, самые быстрые и головокружительные пассажи и бесконечные трели, исполнение которых порой кажется чем-то на грани человеческих возможностей. Колоссальную виртуозность этих голосов композиторы использовали для выражения разнообразных чувств и состояний. В доказательство этому — известнейшие арии «золотого века бельканто»: каватина кокетливой и своенравной Розины из комической оперы «Севильский цирюльник», трелями подчёркивающей упрямство своего характера; обращение к Луне верховной жрицы кельтов Нормы в пронзительнейшей молитве Casta Diva, широкое дыхание прекрасной мелодической линии которой кажется бесконечным; потрясающая сцена безумия Лючии ди Ламмермур, где в конце голос певицы соревнуется с флейтой — яркий пример того, как невероятная вокальная сложность может сочетаться с высоким трагизмом.
Второе отделение концерта отдано русским композиторам, среди которых особенную любовь к колоратуре питал Николай Андреевич Римский-Корсаков: соблазнительной грацией сказочного Востока пронизывает он песню Шемаханской царицы — главной героини своей последней оперы «Золотой петушок». В завершении вечера прозвучит совершенно уникальное произведение в мировой вокальной литературе — концерт для колоратурного сопрано с оркестром Рейнгольда Глиэра. Это сочинение предъявляет к солистке чрезвычайно высокие требования: тревожное волнение и грусть элегического Andante и праздничное возбуждение в искрящемся вальсе Allegro нужно передать без слов, обнажив всю сущность не только тембра голоса, но и своего внутреннего артистического содержания. Высокохудожественное воплощение концерта Глиэра подвластно лишь певицам топ-класса, и публике Владивостока выпала редкая возможность услышать этот шедевр в исполнении выдающейся сопрано нашего времени — Альбины Шагимуратовой.
Наталья Рогудеева