Владивосток, Приморская краевая Филармония

Клара-Джуми Кан (скрипка, Германия)

Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр — Даррелл Анг


ИСПОЛНИТЕЛИ:

Клара-Джуми Кан (скрипка, Германия)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр — Даррелл Анг

В ПРОГРАММЕ:

I отделение

Игорь Стравинский (1882–1971)
Сюита из балета «Жар-птица» (редакция 1919 года)

Ян Сибелиус (1865–1957)
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47 (1905)

II отделение

Сергей Рахманинов (1873–1943)
Симфония № 2 ми минор, соч. 27 (1906–07)

О концерте

Спектакль «Жар-птица» дягилевского Русского балета 25 июня 1910 года на сцене парижской Гранд-опера имел сенсационный успех. Создававшаяся в тесном содружестве с хореографом Михаилом Фокиным и художником Александром Головиным при участии замечательных артистов балета «Жар-птица» была, по словам парижского критика, «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами». Вскоре после премьеры балета Стравинский составил оркестровую сюиту из «Жар-птицы» (1911), побуждаемый к этому не только успехом музыки, но и заботой о ее более совершенном исполнении в условиях концертного зала. В 1919 году возникла новая сюита, в которой композитор отказался от грандиозного состава оркестра, использованного в балетной партитуре. Четверть века спустя в 1945 году Стравинский заново отредактировал инструментовку сюиты. В редакции 1919 года сюита включает следующие эпизоды: Вступление, «Танец Жар-птицы», «Хоровод царевен», «Поганый пляс Кащеева царства», Колыбельную и Финал.

С появлением Яна Сибелиуса (1865–1957) музыка Финляндии обрела голос, слышный во всем мире. Созданный им глубоко индивидуальный и своеобразный стиль письма, наследуя стилю крупнейших мастеров европейской музыки, в то же время претворяет ритмы и интонации финской народной музыки, образы могучей природы «страны тысячи озер».
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47 создан Сибелиусом в 1903 году. По словам известного дирижера Леопольда Стоковского, единственный инструментальный концерт в наследии Сибелиуса представляет «одну из лучших симфоний композитора». Это, бесспорно, самое популярное произведение финского гения. Первую часть концерта, развертывающуюся подобно импровизации сказителя, отличают суровый «северный» колорит оркестра, страстная и в то же время сдержанная лирика. Виртуозность партии солиста органически сочетается с масштабностью замысла, служит его воплощению. Вторая часть — вдохновенная элегия, полная необычайных мелодических красот — принадлежит к самым возвышенным страницам романтической музыки. Темпераментный, стремительный «игровой» финал с упругим пунктирным ритмом, воплощает стихию народного танца. Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора.

Иосиф Райскин

Сергей Рахманинов написал свою Симфонию № 2 ми минор в 1906–1907 годах и посвятил ее Сергею Ивановичу Танееву, одному из своих учителей. После провала Первой симфонии в 1895 году (дирижировал Александр Глазунов) композитор долго не решался вернуться к симфоническому жанру. Лишь через двенадцать лет появилась Вторая симфония. Теперь Рахманинов был уже знаменитым пианистом, композитором, дирижером. Премьера состоялась в том же городе, где когда-то провалилась Первая: в Петербурге. На этот раз композитор дирижировал сам. Сочинение имело большой успех. Симфония насквозь мелодична. Мелодии изливаются потоком, который иногда кажется почти бесконечным. Борис Асафьев писал: «Великая заслуга Рахманинова — в его напевнейшей мелодии. Здесь он упорно утверждал свою линию. Это не было теоретическим исканием. Мелодика Рахманинова всегда стелется, как тропа в полях, непридуманная, ненавязываемая. Подсказана ли она стихом, внушена ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней чувствуется плавное дыхание и естественность рисунка, рождённые сильным, но глубоко дисциплинированным чувством». Такая насыщенность распевным мелосом делает скрипки и вообще струнные инструменты главным средством оркестровки. Она сочная, плотная, Рахманинов использует много полифонических приемов, подголосков, тембровых смешений. Своим особым колоритом выделяются темы для духовых — медных (особенно валторн) и деревянных (соло кларнета в третьей части). Симфония четырехчастна. Сонатное аллегро первой части предваряется медленным и сумрачным вступлением в духе древних распевов, отзвуки которого еще не раз прозвучат на протяжении симфонии. Вторая часть — стремительное скерцо, ритмичная пульсация которого прерывается напевными темами. В середине части — неистовое фугато, которое, стихая, приводит к хоралу медных. Поэтичное симфоническое адажио (третья часть) — лирическая кульминация симфонии. Симфония завершается праздничным финалом.

Христина Стрекаловская

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)