Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Концерты Баха. «Времена года» Вивальди

Солист и дирижёр — Лоренц Настурика-Гершовичи


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка)
Камерный ансамбль Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Лоренц Настурика-Гершовичи

В ПРОГРАММЕ:

Отделение I

Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор, BWV 1043

Отделение II

Антонио Вивальди
«Времена года»

О концерте

24 марта 1721 года Иоганн Себастьян Бах отправил маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбургскому партитуры шести концертов «для различных инструментов». Маркграф, с которым Бах познакомился в 1719 году в Берлине, был страстным меломаном, собравшим партитуры более двухсот концертов разных авторов, и горячим поклонником Антонио Вивальди.
Бранденбургские концерты Баха написаны по модели Вивальди (почти все в трех частях и с участием духовых инструментов), но они в высшей степени оригинальны. Среди них нет двух похожих, каждый неповторим, а вместе они составляют настоящую энциклопедию барочной музыки.

Концерты № 3 и 6, в отличие от остальных четырех, не принадлежат к числу concerti grossi (барочных концертов для нескольких солистов и оркестра). Они написаны для камерных ансамблей, в которых каждую партию играет один человек, таким образом, солистами являются все исполнители. При исполнении бóльшим числом музыкантов один из них становится concerto grosso, другой — концертом для оркестра.
Концерт № 3 предназначен для трех скрипок, трех альтов, трех виолончелей и basso continuo. Невольно вспоминается символика Троицы, которую партия basso continuo как будто бы нарушает. Но и эту партию Бах записал на трех строках для трех инструментов: виолончели, виолона и клавесина. Первую часть концерта он впоследствии превратил во вступление к 174-й кантате «Я люблю Всевышнего всей душой» (1729). На месте второй части в партитуре записаны лишь два неустойчивых аккорда. Возможно, предполагалась импровизируемая каденция скрипки, клавесина или другого инструмента: поставив в нотах нечто вроде многоточия, Бах словно пригласил исполнителей к сотрудничеству.

Анна Булычёва

Концерт для двух скрипок с оркестром был создан в Кётене, где Иоганн Себастьян Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. В распоряжении Баха не было хорошего органа, к тому же князь был приверженцем кальвинизма и не одобрял использование музыки во время богослужений. Неудивительно, что почти все наследие Баха кётенского периода составляют инструментальные сочинения светского характера. Это сонаты и партиты для скрипки соло, сюиты для виолончели соло и многочисленные инструментальные концерты. В своих концертах Бах следует традициям Антонио Вивальди, по-своему осмысливая его опыт. Подобно итальянскому мастеру, Бах использует трехчастный цикл с быстрыми крайними частями и медленной средней, а также строит драматургию первой части на контрасте звучания всего оркестра (ripieno) и солистов (concertino). В двойном концерте партии обеих скрипок совершенно равноправны. Первая часть поражает контрапунктической сложностью. Кантиленная вторая близка по духу оперному дуэту, оркестр здесь выступает в аккомпанирующей роли. В энергичном финале почти нет танцевальности, обычной для завершающих частей баховских концертов, зато по мастерству полифонического письма она не уступает первой. Двойной концерт Баха стал одним из самых популярных сочинений скрипичного репертуара. В историю вошло исполнение концерта в ноябре 1945 года в Москве, когда Иегуди Менухин – один из первых зарубежных солистов, выступивших в СССР после войны, – сыграл его вместе с Давидом Ойстрахом.

Владимир Хавров

Среди пяти с половиной сотен сочинений Антонио Вивальди цикл из четырех концертов «Времена года» бьет все рекорды популярности. Так было с самого момента его появления. Едва в 1725 году концерты вышли в свет в тогдашнем центре нотопечатания — Амстердаме, как были сразу же оценены всей просвещенной Европой и стали хитом парижских «Духовных концертов». Наибольшую роль в этом сыграла их поэтическая программа. Первоначально «Времена года» были опубликованы как часть цикла из 12 концертов соч. 8, озаглавленного «Опыт Гармонии и Изобретательности». При этом каждому из этих четырех концертов (которые открывали «Опыт Гармонии...») Вивальди предпослал сонет, раскрывающий содержание музыки. Кто был автором этих сонетов, достоверно неизвестно. Возможно, им был сам композитор, при случае складывавший стихи на родном языке. Поэтические мотивы традиционны (весеннее пробуждение природы ассоциируется с пасторалью, осень — с охотой), но их очаровательная наивность была радостно принята даже такими интеллектуалами, как Жан-Жак Руссо. И кто знает, не концерты ли Вивальди подтолкнули молодого шотландца Джеймса Томсона (автора песни «Правь, Британия!») в 1726 году взяться за написание своего главного произведения — поэмы «Времена года», которой почти сто лет зачитывались любители философской поэзии.

Об исполнителях

Камерный ансамбль Приморской сцены — коллектив, созданный на базе симфонического оркестра театра. В его состав входят лучшие музыканты-струнники, дипломанты и лауреаты международных музыкальных конкурсов. Все они — ведущие солисты симфонического оркестра Приморской сцены, и теперь предстанут как тонкие ансамблисты и интерпретаторы мировых шедевров камерной музыки. На II Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» коллектив впервые представит интересную программу, подготовленную под руководством всемирно признанного мастера камерного музицирования, скрипача и дирижёра Лоренца Настурики-Гершовичи (Германия).

«Когда есть такой великолепный концертмейстер, как Лоренц Настурика-Гершовичи, то солист уже не нужен», — писал о музыканте Эгберт Толл в Süddeutsche Zeitung. Настурика-Гершовичи неоднократно получал высокую оценку не только как скрипач, но и глава различных камерных ансамблей. В качестве солиста и дирижёра он выступает с коллективами топ-класса, среди которых Трио им. C. Челибидаке, «Виртуозы Берлинской филармонии», Октет Берлинской филармонии и Sinfonietta Berlin. С 2004 года Настурика-Гершовичи возглавляет Камерный оркестр Мюнхенской филармонии, а также занимает должность концертмейстера Мюнхенского филармонического оркестра.

На протяжении многих лет музыкант активно сотрудничает с маэстро Валерием Гергиевым. С 2013 года стал во главе Страдивари-ансамбля Мариинского театра — уникального коллектива, в котором исполнители играют только на старинных струнных инструментах работы Амати, Страдивари, Гварнери. Потрясающее звучание ансамбля и тонкое, стильное прочтение мировых музыкальных шедевров сделали коллектив одним из фаворитов петербургской публики. На фестивале «Мариинский» Лоренц Настурика-Гершовичи впервые станет за пульт Камерного ансамбля Приморской сцены.

20 июля музыканты представят программу из знаменитых концертов двух гигантов эпохи барокко: прозвучат Третий «Бранденбургский» и двойной скрипичный концерт Иоганна Себастьяна Баха и легендарные «Времена года» Антонио Вивальди.

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2022
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)