В удивительный вояж по камерной музыке разных эпох приглашают музыканты Приморской сцены Мариинского театра. «Музыка без фортепиано» — назвали они этот вечер и включили в программу ансамблевые произведения, в которых нет фортепианной партии.
Открывает концерт сочинение французского композитора первой половины XVIII века Жан-Батиста Баррьера. Музыка его соль-мажорной сонаты для двух виолончелей очаровывает своей глубиной и эмоциональностью с первых же тактов. Исполнители то ведут «вежливый» мелодичный диалог (Andante), то стремятся обогнать друг друга в стремительнейших пассажах (Allegro perstissimo). В письме этой сонаты чувствуется мастерство Баррьера не только как композитора, но и как одного из выдающихся виолончелистов-виртуозов своего времени, досконально знавшего возможности инструмента.
Совершенное сочетание звучания струнных мы находим и в раннем соль-мажорном трио Людвига ван Бетховена, соч. 9 № 1, законченном в 1798 году. Уже опробовав силы в симфоническом жанре, 28-летний композитор успешно претворяет масштабные задумки в камерных формах. Примечательно, что это трио он посвятил «первому из меценатов своей музы» — бригадиру русской военной миссии графу Ивану Юрьевичу Броуну, на непринуждённых музыкальных вечерах которого Бетховен охотно проводил время.
Погружение в классический стиль дополнят ансамбли с участием деревянных духовых двух родных братьев — Йозефа и Михаэля Гайдна, судьба наследия которых весьма различна. Если музыка старшего прочно вошла в историю, а самого композитора называют не иначе как «отцом» таких жанров как симфония и струнный квартет, то сочинения Михаэля Гайдна звучат не столь часто. При жизни он получил славу как великолепный органист, был дружен с Моцартом, а среди его учеников числится не кто иной, как Карл Мария фон Вебер — создатель немецкой романтической оперы. Тем любопытнее знакомство с его до-мажорным дивертисментом для гобоя, альта и контрабаса, полным изящной лёгкости и непринуждённой живости.
Второе отделение отдано произведениям XX – начала XXI века, которые уже прочно вошли в современный исполнительский репертуар. Ранняя соната для духовых Франсиса Пуленка, FP 33a, была написана композитором как «развлечение», что передаёт игривый характер её крайних частей — жизнерадостные темы Allegro и Rondeau будто передразнивают мотивы детских песенок. Дуэт тромбонов Чарлза Смолла Conversation («Разговор») был впервые исполнен на Нью-Йоркской брасс-конференции в 1976 году. Его композиция задумана как беседа двух соседей через ограду между домами, в которой любезность и дружелюбие чередуются с враждебностью и ссорами. В соответствии с ситуацией меняется и музыка пьесы.
Особый интерес представляют новейшие ансамбли с участием маримбы: Losa («Лоза») французского перкуссиониста Эммануэля Сежурне, навеянная ритмами испанского фламенко, музыкальная зарисовка с ориентальным колоритом Rosebush («Розбуш») Бретта Паскаля, получившая своё название в честь мастерской по изготовлению маримб, и завораживающая лирическая поэма «Роза Шарона» Эндрю Билла, вдохновлённого великой историей любви царя Соломона и девушки Суламиты.
Наталья Рогудеева