Творчество Франца Шуберта (1797–1828) открыло новый музыкальный мир, где главным содержанием стало тонкое и многообразное воплощение чувств и переживаний человека. Чуть позже это направление в искусстве стали называть романтизмом по основному литературному жанру того времени — роману. Шуберт прожил нелёгкую жизнь художника, ненужного «высшим мира сего», но любовь и признание простых людей согревали его сердце. Создав 9 симфоний, около 20 фортепианных сонат, 15 квартетов, Шуберт с невиданной творческой фантазией и активностью работал в своём главном жанре и написал более 600 песен.
Вокальное творчество Шуберта необыкновенно разнообразно — от простодушных песен в народном духе до сложных развёрнутых композиций. «Форель» — прелестная прозрачная акварель, окрашенная лёгкой грустью по поводу пойманной рыбки. Как всегда у Шуберта, музыка и текст настолько слиты, что кажутся созданными одним автором. Прохладные переливы фортепианной партии зримо напоминают хрустальные радужные струи.
«Баркарола» — ещё одно свидетельство богатства музыкальной палитры Шуберта и разнообразия её красок. В итальянском понимании баркарола не только отражает мерное завораживающее скольжение лодки, но и создаёт ощущение покоя, забвения, счастья. Одна из красивейших песен Шуберта почти гипнотизирует своей сладостной мелодией и плавными фигурациями в аккомпанементе фортепиано.
Знаменитая «Серенада» пленяет задумчивой элегичностью, за которой долгое время терпеливо скрывается напряжённая чувственность.
Пьеса «У потока» обогащена тембром валторны. Музыка пронизана тревогой и сумрачным настроением: юноша с глубокой тоской оставляет возлюбленную и пускается в рискованное плавание. Бурный поток сулит ему неведомые опасности, а «дни упоенья» навсегда остались позади…
Арпеджионе — струнный смычковый инструмент, изобретённый в 1823 году и привлекавший необычным сочетанием возможностей виолончели и гитары. Уже в 1824 году Шуберт написал Сонату для арпеджионе и фортепиано. Однако спустя десятилетие интерес к этому инструменту был утрачен, и сонату Шуберта стали исполнять на виолончели или альте.
Квинтет «Форель» получил своё название в честь одноимённой песни Шуберта, на мелодии которой основана четвёртая часть. Музыка квинтета наполнена радостной энергией молодой души, которой кажется, что жизнь безоблачно прекрасна. Среди пяти частей квинтета, вопреки традиции, нет ни одной медленной — в каждой по-своему бурлит, кипит счастливая динамика жизни. Первая часть захватывает безостановочно порывистым движением, светлое воодушевление которого порой затмевается тенью огорчений и лёгких сомнений. Во второй части мечтательная ария сменяется грустной взволнованностью, беспокойство — маршевыми ритмами. Третья часть строится на контрасте кружащегося perpetuum mobile (вечного движения) и задумчивого размышления. В вариациях четвёртой части песня «Форель» приобретает разный облик: энергичный, напряжённо драматический, лукаво кокетливый. Задорный танец финала близок весёлым наигрышам верхнеавстрийских крестьян.
Зоя Гуменюк