3 декабря в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфлай» солист оперной труппы Приморской сцены Азамат Малышов дебютирует в партии Бонзы.
С 11 по 14 декабря на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке состоятся выступления ведущих солистов Большого и Мариинского театров в яркой программе балетной части X Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский». В нём примут участие блистательные прима-балерины, премьеры и солисты Мариинского — Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова, Мария Ильюшкина, Константин Зверев, Елена Евсеева, Никита Корнеев, Эван Капитен, Рома Гуделев — и Большого: Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко, Мария Виноградова, Ольга Марченкова, Марк Чино, Макар Михалкин, Мария Кошкарёва. Для солистов Большого театра это первый визит на Приморскую сцену Мариинского театра
С 11 по 14 декабря на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке состоятся выступления ведущих солистов Большого и Мариинского театров в яркой программе балетной части X Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский». В нём примут участие блистательные прима-балерины, премьеры и солисты Мариинского — Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова, Мария Ильюшкина, Константин Зверев, Елена Евсеева, Никита Корнеев, Эван Капитен, Рома Гуделев — и Большого: Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко, Мария Виноградова, Ольга Марченкова, Марк Чино, Макар Михалкин, Мария Кошкарёва. Для солистов Большого театра это первый визит на Приморскую сцену Мариинского театра.
Балетная программа фестиваля откроется 11 декабря грандиозным гала-концертом, продолжающим череду памятных событий к 100-летию со дня рождения Майи Плисецкой. Его центральным событием станет исполнение легендарного балета «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина. В главных партиях выйдут Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов и Макар Михалкин. Начнёт же вечер дивертисмент при участии блистательных солистов Большого и Мариинского театров. В исполнении Марии Виноградовой и Игоря Цвирко зрители увидят монолог и адажио из балета «Спартак» Хачатуряна, Ольга Марченкова и Марк Чино исполнят па-де-де из балета «Дочь фараона» Пуни. Екатерина Кондаурова и Константин Зверев впервые для публики Дальнего Востока представят A Flashback на музыку Пярта, Мария Ильюшкина и Эван Капитен — большое классическое па-де-де Обера, Елена Евсеева и Никита Корнеев — «Вальс» Мошковского, а Рената Шакирова и Рома Гуделев — па-де-де из балета Адана «Корсар».
12 декабря зрители увидят «Кармен-сюиту» в исполнении Екатерины Кондауровой, Никиты Корнеева и Константина Зверева. Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов представят номер «Колокола» на музыку Рахманинова, который во Владивостоке будет показан только в этот вечер. В гала-концерте также примут участие Рената Шакирова, Игорь Цвирко, Мария Ильюшкина, Мария Виноградова, Константин Зверев, Марк Чино, Эван Капитен, Елена Евсеева и Рома Гуделев.
13 декабря в программе фестиваля — «Дон Кихот» Людвига Минкуса. Главные партии исполнят Мария Кошкарёва и Игорь Цвирко.
Завершит фестиваль 14 декабря восточная сказка «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова при участии Ренаты Шакировой и Никиты Корнеева. В спектакле также выступит прима-балерина Приморской сцены Мариинского театра Лилия Бережнова.
Напомним, что оперная часть юбилейного X Дальневосточного фестиваля «Мариинский» прошла 10 и 11 октября. Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра представили во Владивостоке выдающиеся сочинения композиторов-юбиляров этого года: Петра Чайковского и Густава Малера, а также недавнюю громкую премьеру приморской труппы — оперу «Трубадур» Джузеппе Верди.
30 ноября в опере Джузеппе Верди «Риголетто» состоятся дебюты солистов оперной труппы Приморской сцены: Виктория Кангина впервые исполнит партию Маддалены, Азамат Малышов дебютирует в партии Графа Монтероне.
29 ноября в 14:00 в балете Филипа Гласса «Федра» артист балетной труппы Приморской сцены Эрлан Суйунбек впервые исполнит партию Тесея, в 19:00 премьер Размик Марукян дебютирует в партии Тесея. В балете Игоря Стравинского «Жар-птица» прима-балерина Лада Сартакова дебютирует в заглавной партии, артист Денис Колесников впервые исполнит партию Кащея.
Приморская сцена Мариинского театра представляет декабрьскую программу, завершающую 2025 год. В афише — оперная классика, балетные шедевры и специальные события, включающие фестивальные вечера и премьерные показы. Кульминацией месяца станет серия праздничных новогодних представлений, создающих атмосферу волшебства для зрителей всех возрастов
Приморская сцена Мариинского театра представляет декабрьскую программу, завершающую 2025 год. В афише — оперная классика, балетные шедевры и специальные события, включающие фестивальные вечера и премьерные показы. Кульминацией месяца станет серия праздничных новогодних представлений, создающих атмосферу волшебства для зрителей всех возрастов.
Центральным событием месяца станет Дальневосточный фестиваль «Мариинский»: с 11 по 14 декабря на сцене представят балетные шедевры с прима-балеринами и солистами из Санкт-Петербурга. Программу откроют два вечера (11 и 12 декабря), посвящённые столетию великой Майи Плисецкой, — «Гала-концерт. Кармен-сюита» при участии трёх блистательных прима-балерин Мариинского театра: Екатерины Кондауровой, Ренаты Шакировой, Марии Илюшкиной. 13 декабря зрителей ждёт яркий праздничный спектакль «Дон Кихот», а 14 декабря — восточная сказка «Тысяча и одна ночь» с участием примы Мариинского театра Ренаты Шакировой.
Ещё одним грандиозным событием месяца станет первая оперная премьера сезона на Приморской сцене «История Кая и Герды» Сергея Баневича, поставленная по мотивам сказки Ханса Христиана Андерсена. Это семейный спектакль, сочетающий музыкальную глубину и театральное волшебство. Показы состоятся 25 и 26 декабря в Большом зале под управлением дирижёра Михаила Леонтьева.
Откроет репертуарную афишу месяца опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфлай» (3 декабря) — пронзительная драма о хрупкой любви, культурном столкновении и невозвратной утрате. В главных партиях — Анастасия Кикоть, Мингиян Оджаев, Татьяна Макарчук и Никита Одалин. 4 декабря зрителей ждёт балет «Лебединое озеро» в рамках цикла «Чайковский – 185». Постановка, в которой сольются пластическое совершенство и музыкальная глубина, пройдёт под управлением Виталия Шевелева с участием Анны Самостреловой, Алексея Голубова и Эрланбека Байгуттуева.
5 декабря на сцене зазвучит оперетта Иоганна Штрауса (сына) «Летучая мышь» — искромётное музыкальное действо, полное интриг, маскарадов и любовных недоразумений. 6 декабря дважды покажут (14:00 и 19:00) балет «Тщетная предосторожность» на музыку Луи Герольда — лёгкую пасторальную комедию, ставшую классикой жанра. В тот же день в Малом зале пройдут два показа (12:00 и 15:00) оперы Леонида Клиничева «Маленький принц» — философской притчи о дружбе, ответственности и взгляде на мир глазами ребёнка.
7 декабря в Большом зале представят оперу Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» — яркую, красочную постановку, наполненную волшебством, чудесами и патриотическим пафосом. Ведущие солисты театра воплотят образы царя, царицы, князя Гвидона и белки-ореховки под управлением Валерия Трубина-Леонова.
С 17 декабря начинается череда показов «Щелкунчика» в рамках цикла «Чайковский – 185». Спектакли будут проходить почти ежедневно до конца года, в том числе с праздничной встречей с Дедом Морозом и Снегурочкой перед спектаклями в фойе театра. Заглавные партии в постановках исполнят Ирина Сапожникова, Лада Сартакова, Анна Самострелова, Лилия Бережнова, Арина Боровых (Нагасэ), Шизуру Като, Денис Клепиков, Сергей Аманбаев, Алексей Голубов и Размик Марукян. Дирижёры — Душан Вилич и Виталий Шевелев.
18 декабря на сцене — опера Джузеппе Верди «Трубадур», драма о любви, мести и роковом недоразумении, в главных партиях — Самира Галимова, Лаура Бустаманте, Саян Исин и Сергей Крылов. В тот же день в Малом зале — «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова, музыкальная фантазия, ставшая культовой для нескольких поколений зрителей.
В последние дни уходящего года (27, 28, 29, 30 и 31 декабря) театр продолжит создавать для зрителей праздничную атмосферу: в Малом зале пройдут создающие особое настроение для самых разных возрастов спектакли «Бременские музыканты», «Маленький принц» и театрализованные концерты «Новогодний огонёк».
С 11 по 14 декабря на Приморской сцене состоится балетная часть Дальневосточного фестиваля «Мариинский». Участие в ярких событиях — «Гала-концерт. Кармен-сюита», «Дон Кихот» и «Тысяча и одна ночь» — примут прима-балерины и солисты из Санкт-Петербурга
С 11 по 14 декабря на Приморской сцене состоится балетная часть Дальневосточного фестиваля «Мариинский». Участие в ярких событиях — «Гала-концерт. Кармен-сюита», «Дон Кихот» и «Тысяча и одна ночь» — примут прима-балерины и солисты из Санкт-Петербурга.
Откроют фестиваль два вечера, посвящённые великой Майе Плисецкой. Её творчество изменило язык танца, расширило границы хореографического выражения и впервые в истории советского балета сделало артистку не исполнительницей роли, а автором художественного высказывания. 11 и 12 декабря будут даны два вечера «Гала-концерт. Кармен-сюита», что станет продолжением серии мероприятий, чествующих столетие со дня рождения легендарной балерины. Знаковые для артистки партии в этой программе исполнят примы Мариинского театра Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова и Мария Ильюшкина.
Майя Плисецкая пригласила кубинского хореографа Альберто Алонсо создать для неё новый балет — не для обобщённой героини, а для себя. Это решение стало отправной точкой появления «Кармен-сюиты» в оркестровке Родиона Щедрина — первого в СССР спектакля, где хореография, музыка и костюм были подчинены не традиции, а личности артистки.
Репертуар Плисецкой включал свыше 100 ролей: от классических («Раймонда», «Спящая красавица», «Жизель») до более современных («Дама с собачкой», «Анна Каренина»). Она была первой, кто представил «Кармен-сюиту» в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Токио. Её записи хранятся в архивах Библиотеки Конгресса США.
13 декабря на Приморской сцене Мариинского театра при участии солистов из Санкт-Петербурга покажут балет «Дон Кихот». Это яркий праздничный спектакль, сюжет которого основан лишь на одном эпизоде из романа Сервантеса. Главные герои — влюблённые Китри и Базиль, а сам Дон Кихот выступает в эпизодической роли.
14 декабря в программе балет — «Тысяча и одна ночь»: воплощение восточной сказки в музыке и танце при участии примы Мариинского театра Ренаты Шакировой. Созданный азербайджанским композитором Фикретом Амировым в 1979 году, спектакль переносит зрителя в мир арабских легенд. На Приморской сцене Мариинского театра балет представлен в хореографической версии Эльдара Алиева — уроженца Баку, который создал для дальневосточной труппы новую редакцию, сохранившую всю красочность и поэзию восточной легенды. Спектакль входит в Золотой фонд театральных постановок России.
27 ноября в балете Людвига Минкуса «Баядерка» состоятся дебюты артистов балетной труппы Приморской сцены: Анастасия Балуда впервые выступит в джампе, Даниил Павлюков дебютирует в индусском танце, Анастасия Гуреева, Мизуки Тандо и Пенг Хуай впервые выступят в гран па.
Постановка оперы «Трубадур» Приморской сцены Мариинского театра вошла в число номинантов на главную национальную театральную премию «Золотая маска». Спектакль, ставший ярким событием культурной жизни Владивостока в мае этого года, получил признание на федеральном уровне
Постановка оперы «Трубадур» Приморской сцены Мариинского театра вошла в число номинантов на главную национальную театральную премию «Золотая маска». Спектакль, ставший ярким событием культурной жизни Владивостока в мае этого года, получил признание на федеральном уровне.
Спектакль, созданный режиссёром Вячеславом Стародубцевым и художником Петром Окуневым, предлагает зрителю погрузиться в мир яростных страстей и роковых ошибок средневековой Испании. Лаконичное и эффектное художественное оформление, в том числе костюмы и декорации, изготовленные в мастерских Приморской сцены, призвано подчеркнуть трагический накал сюжета и его эмоциональное напряжение.
«Трубадур» Верди — это опера, на которой невозможно заскучать. Её закрученный сюжет, служивший мишенью для критиков, в интерпретации приморской труппы предстаёт образцом романтического иррационализма, где на первый план выходят сильные страсти, резкие контрасты и драматические ситуации. Действие разворачивается в эффектных локациях: от замка и монастыря до цыганского табора и тюрьмы, а время действия — почти всегда таинственная ночь.
Успех оперы, как отмечал ещё Энрико Карузо, в первую очередь зависит от солистов. В центре сюжета — четвёрка ярких характеров: прекрасная фрейлина Леонора (сопрано), храбрый трубадур Манрико (тенор), жестокий граф ди Луна (баритон) и трагедийная фигура цыганки Азучены (меццо-сопрано), разрывающейся между материнской любовью и жаждой мести. Партитуру украшают мощные хоры и ансамбли, в которых раскрывается всё вокальное богатство спектакля, а оркестр служит идеальной опорой для бессмертных мелодий Верди.
Во Владивостоке спектакль «Трубадур» пройдёт 18 декабря и 23 января. За пультом оркестра — главный дирижёр Приморской сцены Павел Смелков.
22 и 23 ноября 2025 года на сцене Приморской сцены Мариинского театра состоится мировая премьера кантаты «Божья дудка» в рамках концерта «Есенин — 130: Свиридов. Смелков». Это новое произведение российского композитора Александра Смелкова, созданное к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти знаменитого поэта при содействии гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
22 и 23 ноября 2025 года на сцене Приморской сцены Мариинского театра состоится мировая премьера кантаты «Божья дудка» в рамках концерта «Есенин — 130: Свиридов. Смелков». Это новое произведение российского композитора Александра Смелкова, созданное к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти знаменитого поэта при содействии гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Кантата «Божья дудка» — это не просто музыкальное оформление стихов. Это глубокое философское высказывание, в котором поэзия Есенина получает новое звучание через призму современной академической музыки, укоренённой в великой русской классической традиции. Название произведения отсылает к одному из самых загадочных и личных образов поэта: «Я ведь «божья дудка», — говорил он, признавая себя проводником между небом и людьми, голосом, который звучит до тех пор, пока есть кому слышать. Именно этот мотив — судьбы, предопределения, внутреннего горения — становится центральным в 14-частном музыкально-поэтическом цикле.
Произведение написано для солистов, смешанного хора и большого симфонического оркестра. В его основе — тщательно отобранные стихотворения Есенина, выстроенные не хронологически, а по принципу нарастания драматургического и эмоционального напряжения. От светлой идиллии детства и родной природы («Играй, играй, пастушок», «Там, где капустные грядки») — через бунт, отчуждение и метания («Хулиган», «Теперь октябрь не тот») — к трагическим размышлениям о конечности бытия («Небо как колокол», «Конец Пугачёва»). Финальная часть — «Божья дудка» — возвращает начальный образ уже в ином свете: как гимн, как прощание, как утверждение вечного звучания поэтического слова.
Музыкальный язык Смелкова отличается ясностью формы, глубиной интонации и мастерской оркестровкой. Оркестр здесь — не аккомпанемент, а полноправный участник повествования: он раскрывает подтекст, усиливает драматургию, передаёт то, что невозможно выразить словами. Особенно значима часть «Небо как колокол» — эмоциональная и смысловая кульминация кантаты, где мощь медных, сверкающий тембр ксилофона и напряжённая энергия ударных создают атмосферу вселенского потрясения, перекликаясь с оркестровыми решениями Чайковского и Прокофьева, но сохраняя собственный, современный характер.
Проект инициирован Павлом Смелковым — главным дирижёром Приморской сцены Мариинского театра и сыном композитора.
Александр Смелков, представитель ленинградской композиторской школы, известен своими операми на русскую прозу — «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Станционный смотритель», «Братья Карамазовы», «Идиот». Его работа с литературным текстом всегда строится не на внешней фабуле, а на глубинной психологической правде. Этот опыт стал ключевым при обращении к лирике Есенина — поэта, чей голос сочетает исповедальность, фольклорную образность и экзистенциальный надрыв.
20 ноября в балетной программе «Вечер балета. Кармен-сюита» состоятся дебюты солистов и артистов балетной труппы Приморской сцены: артистки Полина Исаева и Анастасия Каплина впервые выступят в двойке солисток в Grand pas из балета «Раймонда», ведущие солисты Лада Сартакова и Размик Марукян дебютируют в па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», Лада Сартакова и солист Алексей Голубов впервые выступят в «КвинтАв», артистка Анастасия Балуда дебютирует в миниатюре «Лебедь», артист Даниил Нейман впервые выступит в двойке солистов в номере «Вдохновение».
В балете Жоржа Бизе – Родиона Щедрина «Кармен-сюита» премьер Размик Марукян впервые исполнит партию Хозе, артист Эрлан Суйунбек дебютирует в партии Коррехидора, артистки Анна Рудыко и Марина Ушенина впервые выступят в Табачницах. 21 ноября артистки Елизавета Быкова и Полина Исаева дебютируют в Табачницах.