«Шотландская симфония» стоит особняком в ряду многочисленных постановок Джорджа Баланчина. В большинстве работ стремившийся не отвлекать зрительское внимание от танца ни сюжетными координатами, ни замысловатостью костюмов, ни декорациями, здесь Баланчин нарядил танцовщиков в килты, шотландские гольфы и клетчатые береты, а фоном к танцам сделал живописный романтический пейзаж.
Этот балет хореограф сочинил в 1952 году по возращении с Эдинбургского фестиваля, вдохновлённый колоритом и театральностью шотландских национальных парадов. Шотландия навеяла балетмейстеру воспоминания о старинной «Сильфиде», действие которой происходит в этой воспетой романтиками стране, и он решил вернуть на сцену атмосферу шедевра романтического балета, первого в истории гимна женскому классическому танцу, так почитаемому Баланчиным. Поэзию романтизма с его невесомыми сильфидами в воздушных тюниках на фоне сочных красок шотландских одеяний Баланчин оживил на музыку романтика же Феликса Мендельсона. Кстати, и композитора на создание Третьей симфонии, ставшей музыкальной основой балета, также вдохновило путешествие в Шотландию.
Стремительные темы духовых в скерцо, открывающем балет, рисуют картины народного веселья с беззаботными наигрышами волынок; задумчивая напевная тема скрипок лирической части навевает меланхолию старинных легенд и преданий северной страны.
Погрузившись в этот антураж романтизма, в родной для себя стихии единения танца и музыки Баланчин остался абсолютно верен себе. Никакого рассказывания фабульных перипетий, а лишь едва заметные намёки на принадлежность героев к разным мирам, земному и фантастическому. Виртуозность выстраивания хореографических тем, блеск фантазии в комбинировании элементов классического танца, хореографические аллюзии шедевров романтизма — «Жизели» и «Сильфиды», нанизывание бисерной мелочи заносок и пропевание полётных адажио.
И ещё, как во многих балетах Баланчина, танцевальные портреты балерин, для которых создавался хореографический текст «Шотландской симфонии». Соло первой части Баланчин сочинял для Патрисии Уайлд, танцовщицы-травести, демонстрировавшей чудеса отточенной пальцевой техники и искромётность мелких движений. Другая фаворитка хореографа, Мария Толлчиф, увидев начало постановки (если верить воспоминаниям балерины), с горечью вздохнула, ибо надеялась, что новый балет будет для неё. И тогда во второй части Баланчин переключил своё внимание на неё и настолько увлёкся воздушным, широким танцем Толлчиф, не знавшей технических трудностей, что в финале даже не сочинил ничего для Уайлд.
«Шотландская симфония» была первым балетом Джорджа Баланчина, вошедшим в репертуар Мариинского (тогда Кировского) театра. В далёком 1989 году легендарная любимица хореографа Сьюзен Фаррелл добивалась от ленинградских артистов баланчинской скорости, точности фразировок, непривычно активной работы стоп. Теперь те тогдашние её подопечные, став репетиторами, учат сегодняшних исполнителей скороговорками замысловатых прыжковых комбинаций и задушевной протяжностью элегических пассажей «танцевать музыку».
Ольга Макарова