Свои три последние симфонии Вольфганг Амадей Моцарт создает летом 1788 года. Примечателен тот факт, что он пишет их без чьего-либо заказа, и даже неизвестно, удалось ли Моцарту услышать исполнение произведений, ставших сегодня хитами. Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало одной из узнаваемых визитных карточек Моцарта. Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно смыкается с эстетикой театра. Темы симфонии – словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают, а каждая из четырех частей подобна акту оперной постановки. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.
Среди пяти с половиной сотен сочинений Антонио Вивальди цикл из четырех концертов «Времена года» бьет все рекорды популярности. Так было с самого момента его появления. Едва в 1725 году концерты вышли в свет в тогдашнем центре нотопечатания — Амстердаме, как были сразу же оценены всей просвещенной Европой и стали хитом парижских «Духовных концертов». Наибольшую роль в этом сыграла их поэтическая программа. Первоначально «Времена года» были опубликованы как часть цикла из 12 концертов соч. 8, озаглавленного «Опыт Гармонии и Изобретательности». При этом каждому из этих четырех концертов (которые открывали «Опыт Гармонии...») Вивальди предпослал сонет, раскрывающий содержание музыки. Кто был автором этих сонетов, достоверно неизвестно. Возможно, им был сам композитор, при случае складывавший стихи на родном языке. Поэтические мотивы традиционны (весеннее пробуждение природы ассоциируется с пасторалью, осень — с охотой), но их очаровательная наивность была радостно принята даже такими интеллектуалами, как Жан-Жак Руссо. И кто знает, не концерты ли Вивальди подтолкнули молодого шотландца Джеймса Томсона (автора песни «Правь, Британия!») в 1726 году взяться за написание своего главного произведения — поэмы «Времена года», которой почти сто лет зачитывались любители философской поэзии.