Оперная звезда Мария Гулегина давно и заслуженно лидирует в мировом рейтинге драматических сопрано. Программу своего сольного концерта на Приморской сцене Мариинского театра она целиком посвящает творчеству Джузеппе Верди — любимого композитора не только самой певицы, но и подавляющего большинства артистов, выступающих в большой опере. В творческой судьбе Марии Гулегиной Верди сыграл знаковую роль. Всего через год после начала профессиональной карьеры её пригласили в святая святых итальянской оперы — Ла Скала — на главную женскую роль в «Бале-маскараде» Верди вместе с великим Паваротти: уникальный случай, учитывая, что итальянцы — самая оперная нация в мире, а Верди почитают с особым благоговением и трепетом. Сразу после триумфального дебюта меломаны Италии окрестили Гулегину «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови», и далее международная карьера артистки развивалась стремительно. Исполнение Марией Гулегиной партий в операх Верди — эталон высочайшего мастерства, обусловленного, в том числе, и многолетним опытом сотрудничества с лучшими дирижёрами и певцами, знатоками и хранителями вердиевских традиций.
В опере Верди — композитор одновременно и самый популярный, и самый сложный. Его музыку знают и любят даже начинающие меломаны, подчас не задумываясь, что пение красивых, легко запоминающихся вердиевских мелодий — задача столь же приятная и почётная, сколь и непростая. И хотя сейчас его оперы есть в репертуаре каждого музыкального театра, исполнить в них партии главных героев так, как это задумал их автор, могут очень немногие певцы. Ибо творчество Верди пришлось на период расцвета классической оперы, когда в распоряжении композиторов были певцы с голосами, обладающими практически неограниченными возможностями, и именно в расчёте на таких солистов сочинял Верди. Первые развёрнутые сольные сцены вердиевских героинь (из которых и составлена программа концерта) написаны таким образом, чтобы исполнительница могла максимально продемонстрировать все выразительные средства голоса. По этой же причине они являются камнем преткновения для менее одарённых певцов, не способных справиться с массой вокальных трудностей. Арии могут иметь традиционную структуру: вступительный речитатив, медленную часть (кантабиле), для исполнения которой требуется безупречно плавное голосоведение и абсолютный контроль над дыханием, и быструю виртуозную кабалетту, которая по правилам должна быть ещё и повторена. Таковы сольные характеристики Лукреции из оперы «Двое Фоскари» (No, mi lasciate), каватина Леди Макбет из оперы «Макбет» (Nel di della vittoria). Арии могут иметь и более разнообразное строение, как, например, первая сольная сцена Аиды из одноимённой оперы (Ritorna vincitor). Но все они требуют от солиста огромного диапазона с охватом крайне высоких и низких звуков, а также владения полным арсеналом технических средств. И это ещё далеко не всё. Молодые певицы с прекрасной вокальной техникой редко признаются выдающимися интерпретаторами партий драматических сопрано в операх Верди. Поскольку арии этого репертуара построены на тончайшей смене эмоций и состояний: помимо технического мастерства, они требуют и духовной зрелости исполнительницы. Каждую вердиевскую сцену необходимо не просто спеть, но прожить перед аудиторией, и за каждой героиней Верди должна обязательно стоять личность и судьба.
Надежда Кулыгина