Елизавета Сущенко (виолончель)
Эмиль Яковлев (скрипка)
Хор и Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков
В ПРОГРАММЕ:
I отделение
Прелюдия и Восточный танец для виолончели и фортепиано, соч. 2 (оркестровка П. Смелкова)
Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, соч. 6 (оркестровка П. Смелкова)
Каприччио на цыганские темы для оркестра, соч. 12
II отделение
Опера «Алеко» (премьера обновлённой сценической версии)
Алеко: Марат Мухаметзянов
Земфира: Алена Диянова
Молодой цыган: Алексей Костюк
Старик: Анатолий Бадаев
Старая цыганка: Лаура Бустаманте
Концертную афишу нового сезона Приморской сцены Мариинского театра открывает событие из цикла «Рахманинов — 150», посвящённого юбилейному чествованию всемирно известного русского композитора. Редкие жемчужины музыки Сергея Васильевича Рахманинова прозвучат в колоритной программе, которая совместит два формата представлений за один вечер: симфонический концерт — в первом отделении и оперный спектакль — во втором.
Все заявленные в программе произведения относятся к периоду становления молодого Рахманинова. В 1892 году он выпускается из Московской консерватории и начинает поиски себя в профессиональной музыкальной жизни. Первые успехи и признание в творчестве, роковые влюблённости, материальная нестабильность и обретение новых друзей — всё это отразилось в композициях начала 90-х годов.
Одной из ярких особенностей некоторых произведений тех лет становится обращение композитора к цыганской тематике. Началось всё с дипломной работы — оперы «Алеко» на сюжет пушкинской поэмы «Цыгане». Одноактная опера, в которой жестокая любовная драма разыгрывается «в декорациях» экзотичной жизни цыганского табора, была высоко оценена Петром Ильичом Чайковским и благодаря его протекции получила постановку в Большом театре.
Окрылённый успехом, Рахманинов безусловно мог и дальше продолжать развивать это направление. В 1892–93 годах он пишет салонные пьесы для струнных инструментов, в которых вновь обращается к национально-характерной танцевальности. В «Восточный танец» для виолончели (соч. 2 № 2) включает цыганский напев, а «Венгерский танец» для скрипки (соч. 6 № 2) делает настоящим виртуозным шоу-номером в духе Сарасате.
Квинтэссенцией и своеобразным итогом цыганской темы 1892–95 годов в творчестве Рахманинова стало «Цыганское каприччио» (соч. 12) для симфонического оркестра. Начав работу над ним сразу после «Алеко», Рахманинов отложил сочинение на несколько лет, попав в водоворот романтических страстей. Молодой музыкант знакомится с известной в ту пору исполнительницей таборных песен Надеждой Александровой и сближается с её сестрой, цыганкой Анной Лодыженской. Несмотря на то, что «Каприччио» посвящено мужу Анны Петру Лодыженскому, с которым Рахманинов был в дружеских отношениях, некоторые современные биографы утверждают, что композитор был серьёзно влюблён в знойную цыганку, и именно романтическое чувство к Анне вдохновило его на завершение сочинения в «цыганском» стиле. Создаваемое по образцу оркестровых фантазий Чайковского и Римского-Корсакова с вариациями на яркие темы, «Цыганское каприччио» Рахманинова удивляет драматизмом и гнетущим настроением музыки большей части произведения. К программному истолкованию подталкивает и автоцитата композитора — помимо мотивов из «классического» цыганского репертуара в «Каприччио» несколько раз звучит тема из оперы «Алеко». Это ли не символ «несбывшейся любви», разрушенной безжалостным роком? Ответ на этот вопрос мы, скорее всего, никогда не узнаем. Как бы то ни было, все душевные терзания героя «Каприччио» изживаются в стремительной пляске, вихрь которой прогоняет власть фатума.
Наталья Рогудеева
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)