Снискавший славу «поэта фортепиано», Фредерик Шопен создал почти все свои сочинения для рояля. И только для одного инструмента он сделал исключение — для виолончели. Шопен любил виолончель за глубокий тембр и часто вводил в фортепианные пьесы темы, имитирующие её звучание.
Три произведения для солирующей виолончели были созданы Шопеном при непосредственном участии близкого друга — профессора Парижской консерватории, известного исполнителя и композитора Огюста Франшомма, считавшегося лучшим виолончелистом своего времени.
Виолончельная соната стала последним крупным произведением Шопена. Он работал над сонатой в течение двух лет, с 1845 по 1846 год. В письме к сестре, композитор пожаловался, что сочиняя сонату, он «мало пишет и много вычёркивает», благодаря чему можно сделать вывод об очень тщательном отборе материала. На протяжении всего произведения Шопену удаётся выдержать идеальный баланс между солистами, которые выступают как равноправные партнёры и внимательные собеседники. Шопен посвятил сонату Огюсту Франшомму, в дуэте с которым и исполнил её впервые. Премьера прошла в Париже с огромным успехом и стала последним выступлением в исполнительской карьере Шопена. Она же подвела своеобразный итог его сотрудничеству с французским виолончелистом: с Франшоммом Шопен делал свои первые шаги на пути к славе во Франции, вместе с ним, уже как признанный мастер, завершил этот путь.
Надежда Кулыгина
Камерно-ансамблевый жанр в наследии Сергея Рахманинова представлен лишь несколькими сочинениями, из которых в репертуаре закрепились два фортепианных трио, относящихся к раннему периоду творчества композитора, и соната для виолончели и фортепиано.
Время создания сонаты приходится на период подъёма в творчестве Рахманинова после завершившегося кризиса. В хронологии его сочинений она соседствует со Вторым фортепианным концертом. Между двумя сочинениями, первые исполнения которых разделяет всего месяц, легко угадывается общность интонаций; с концертом сонату роднит и отношение композитора к партии фортепиано, по-концертному развёрнутой и виртуозной, порой выходящей на первый план. Не случайно в автографе и прижизненных изданиях последовательность инструментов указана именно как «для фортепиано и виолончели», а не в привычном обратном порядке.
В сонате четыре части: напряжённое и динамичное Allegro moderato с медленным вступлением; тревожное скерцо-тарантелла; Andante, которое пианист Константин Игумнов считал одной из вершин рахманиновской лирики; наконец — светлый и праздничный финал, тихое завершение которого сменяется ликующей кодой с возвращением основной темы первой части в мажоре.
Соната посвящена первому её исполнителю — выдающемуся виолончелисту Анатолию Брандукову, другу Петра Ильича Чайковского (последний посвятил ему Pezzo capriccioso).
В наследии Эдварда Грига камерно-инструментальные ансамбли также сравнительно немногочисленны. Помимо небольших отдельных пьес и произведений, оставшихся незавершёнными, ему принадлежат три скрипичные сонаты, один струнный квартет и соната для виолончели и фортепиано. Григ написал её после почти двухлетнего перерыва в композиторской работе, когда он занимал пост дирижёра в бергенском концертном обществе «Гармония» и не располагал временем на сочинение музыки.
Григ посвятил сонату своему брату Йуну — тот был профессиональным виолончелистом, но выступал редко. Первое исполнение состоялось в Дрездене, партию виолончели играл Фридрих Грюцмахер, а через несколько дней в Лейпциге сонату исполнил другой известный немецкий виолончелист Юлиус Кленгель. За фортепиано оба раза был сам композитор — он, хотя и не считал эту сонату своим выдающимся достижением, в дальнейшем не раз включал её в программы собственных выступлений, в том числе в один из своих последних концертов в мае 1906 года (партию виолончели тогда исполнил Пабло Касальс).
Главная тема первой части выдержана в драматическом, порывистом духе. Контрастирует с ней умиротворённый «оазис» побочной темы, но в разработке и она окрашивается в меланхолические минорные тона. В коде можно заметить отзвуки более известного ля-минорного опуса Грига — Фортепианного концерта. В медленной второй части главную роль играет тема, ранее использованная Григом в марше из музыки к пьесе Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец», но здесь предстающая в ином облике. Она впервые звучит в «хрустальном» верхнем регистре фортепиано, затем переходит к виолончели и на протяжении части претерпевает ряд изменений. Финал, предваряемый небольшим соло виолончели без сопровождения, построен на двух хорошо узнаваемых элементах, характерных для музыки Грига, — ритмической фигуре халлинга (подвижного норвежского танца) и нисходящем трёхзвучном мотиве. В обширной и несколько затянутой коде утверждается торжествующий мажор.
Владимир Хавров