Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Метнер. Рахманинов


Концерт перенесён, дата будет объявлена позднее

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист — Алексей Володин (фортепиано)
Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
Николай Метнер (1880–1951)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор, соч. 33

Сергей Рахманинов (1873–1943)
«Симфонические танцы», соч. 45

О концерте

Величественный фортепианный концерт до минор, соч. 33, Николай Метнер сочинил в годы Первой мировой войны. Потрясения этого сурового времени сподвигли его на создание своего, пожалуй, самого драматичного произведения. Первые эскизы концерта относятся к началу 1915 года. «Он работал буквально с утра до вечера, с необычайным упорством и настойчивостью; до вечера ничего не ел и не пил», — вспоминал друг композитора. Уже летом концерт был готов в клавире, однако на инструментовку у Метнера, не привыкшего и не любившего писать для оркестра, ушло ещё два года.

Впервые концерт был представлен публике 12 мая 1918 года в Москве с автором в качестве солиста и оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. Сочинение имело успех, критики отмечали «грандиозные овации» Метнеру. Однако из-за разгара гражданской войны ноты концерта не могли издать ещё три года. Сам композитор горячо любил это произведение и с охотой включал в программу своих гастрольных туров, представляя его слушателям Соединённых Штатов, Англии, Польши.

Будучи выдающимся пианистом-исполнителем, Метнер и в своём фортепианном концерте отдал солисту главенствующую роль: «Оркестр, как хор в трагедии, рояль, как рассказчик», — писал он. Хотя композиция концерта одночастна, в чём видно продолжение традиций западного романтизма (в частности, Франца Листа), его музыкальные интонации — подлинно русские. Исследователи находят много сходств с языком Чайковского, Римского-Корсакова, Калинина и ближайшего друга композитора — Сергея Рахманинова. Концепция развития музыки Первого концерта — от скорбных, мятежных, драматически насыщенных образов, через длительную борьбу к торжеству радости и света.

Наталья Рогудеева

«Симфонические танцы» (1940) — последнее крупное сочинение Рахманинова, написанное им в эмиграции в Америке, спустя четыре года после Третьей симфонии. Изначально произведение носило несколько иное название — «Фантастические танцы», а три части его были названы соответственно: «Полдень», «Сумерки, «Полночь». В окончательной версии Рахманинов изменил заглавие и отказался от каких-либо программных подзаголовков.

О том, что «Симфонические танцы» — последняя исповедь композитора, говорит очень многое. Рахманинов как будто оглядывается назад, подводя итог собственного творческого пути. Так, в конце первой части (под колокольчики) проходит тема первой части ошельмованной на премьере Первой симфонии, на которую композитор после этого наложил исполнительский запрет. В третьей части — тема Dies irae («День гнева», средневековый католический хорал о Страшном суде), кочующая у Рахманинова из произведения в произведение, как Idee fix, и достигающая здесь своего апогея. А в самом конце, у альтов с малым барабаном, кульминация — слегка видоизменённая тема «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» из «Благословен еси, Господи», 9-го номера Всенощного бдения, написанного Рахманиновым ещё в 1915 году.

Из названия следует, что сочинение могло бы иметь балетную версию. В самом деле, Рахманинов переписывался с хореографом Михаилом Фокиным, обсуждая возможность создания сценической версии своего последнего опуса. Однако смерть Фокина в 1942 году помешала осуществлению этого замысла.

 

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)